Липецкий государственный академический театр драмы имени Л. Толстого, основанный в 1921 году, отмечен многими высокими наградами. Коллектив – участник различных театральных форумов, российских и зарубежных.
На Щепкинском фестивале, проходящем с 15 по 25 октября в Белгороде, театр показал спектакль, поставленный режиссером Владимиром Пахомовым по пьесе известного критика и театрального деятеля Константина Щербакова «Пропавшие без вести». Нынешней весной страна праздновала 60-летие Великой Победы. Этому событию и посвящен спектакль Липецкого театра. Для В. Пахомова это еще и дань памяти учителя, режиссера Андрея Морозова, участника Великой Отечественной войны.
Критик, выступающий в роли драматурга, - явление необычное. В истории театрального искусства нет примеров удачного совмещения этих двух «амплуа». На память приходит Виссарион Белинский. В молодости он попытался заявить о себе как о драматическом авторе, но из этого, как известно, ничего не вышло.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. У литературоведа В. Лакшина есть интересные наблюдения на этот счет: «Дар драматического писателя – из самых редких. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще умение привести на сцену героя, столкнуть его с другими лицами и вовремя увести, чтобы актер не переминался праздно на подмостках, иначе заскучает зрительный зал… И мало ли еще условий, какие обязан принять в расчет драматург? Главное же надо, чтобы пьеса дышала жизнью – подлинной, узнаваемой, а драматическое воображение автора открывало в узких границах одного театрального вечера новый характер, небанальный сюжет».
Прикосновение к теме Великой Отечественной войны требует особой трепетности. Здесь не должно быть места ходульности, шаблону, конъюнктуре.
Российский театр всегда испытывал затруднения, когда дело касалось современной драматургии. Анализируя эту ситуацию, критик А. Кузнецова заметила: «Так оказалось со святой для всех датой 60-летия Победы, когда «датские» спектакли были не данью официальной идеологии, а потребностью сердца. А пьес, с помощью которых мы могли бы эту тему отобразить, не было вовсе. Вовсе! Кроме одиозной уже «Голой пионерки»… Спектакль Липецкого театра к удачам не причислишь. Он весь на штампах - и драматургических (мы все это видели в разных пьесах), и постановочных, и актерских. И вот это торжество вторичности и наивности, конечно, подвело спектакль».