Пресса

«Она же просто хочет жить. Дайте же ей уже жить!»

Бывают спектакли, о которых хочется рассказать всем вокруг, но слов нет, сил нет, чтобы собраться и написать. Потому что все силы уходят, чтобы сдержать внутри себя лавину эмоций, сметающих всё вокруг. «Земля Эльзы» в постановке Станислава Мальцева в БГАДТ им. Щепкина для меня как раз такой.

Главная героиня пьесы уральского драматурга Ярославы Пулинович — русская немка Эльза Александровна (народная артистка РФ Марина Русакова), вдова, мать, бабушка… Она всю жизнь жила в сибирском захолустье, жила во имя семьи, жила, забыв о себе.

Потому что только забыв о себе, можно было жить так: с мужчиной, чуть что кричащем «фашистка!» и поколачивающем по пьяни, с соседями, которые или дружат, или ненавидят.

Теперь она вдова. И это в глазах общества ещё одна причина не вспоминать о себе, потому что долг женщины — оплакивать мужа, пока не уйдёшь в след за ним.

Но вдруг Эльзе, которой уже за 70, кажется, что теперь у неё есть право жить и хотеть чего-то для себя. И ей хочется самую малость — туфельки на каблучке. Не эти скучные ботинки, в которых ходят все ровесницы. А красивые, розовые!

И розовый — цвет молодости, весенних цветов, зарождающейся жизни, пробуждающейся природы — с этого момента в спектакле станет контрастом окружающей её серости.

Вместе с розовым цветом в пьесу и в жизнь Эльзы войдёт бывший учитель географии Василий Игнатьевич (заслуженный артист РФ Иван Кириллов), её ровесник. Он всю жизнь жил в городе, работал в школе среди детворы. В нём живо ощущается эта энергия юности — и в прямой осанке, и в любознательном характере, и в смелости мысли.

Нет, он не любимец судьбы, жизнь Василия Игнатьевича такая же непростая, как и у главной героини. Сейчас он буквально бежит от своего прошлого в деревню. Он также, как и Эльза, хочет жить и быть счастливым. И он точно знает, что это возможно и как осуществить задуманное.

С момента первого разговора в его саду они больше не 70-летние старики, а 17-летние подростки. И сцена на чердаке, полная нежности, открытий и откровений, достойна самых известных романов о первой любви!

Это ощущение, что смотришь историю о юных влюблённых, не покидает на протяжении двух с половиной часов действия. Ни воспоминания главных героев о прожитых годах, ни споры родственников, как оставить недвижимость стариков в своих семьях, не нарушают этого ощущения. И только в конце спектакля, когда в одной из последних сцен после отъезда Василия Игнатьевича Эльза Александровна, будто потерянная, с поникшими плечами, бредёт по сцене, вдруг чувствуешь, сколько ей лет и какую ношу взвалила на неё жизнь.

В конце концов они снова встретятся. Он в светлом свадебном костюме примчится к ней на стареньком мотоцикле, она выйдет ему на встречу в воздушном нежно-розовом платье. Встретятся, чтобы до самого конца быть вместе… или быть вместе в бесконечности.

И от этой пронзительно-щемящей нежности весь зал единой волной встанет с мест и будет кричать браво великолепному дуэту Марины Русаковой и Ивана Кириллова.

Знаете, бывают совершенно необычные спектакли. Спектакли, после которых особенно сильно хочется жить!

Евгения Почернина,



Medium.com, 16 марта 2017 г.

Фото Натальи Ненько, пресс-служба театра
2017