Пресса

Несколько страниц из романа Достоевского

11 и 12 ноября в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина состоялась премьера спектакля «Идиот» по одноимённому роману Ф.М. Достоевского.
Художественный руководитель Санкт-Петербургского молодёжного театра на Фонтанке, народный артист России Семён Спивак никогда не работает на других сценах. И тем удивительнее факт, что в Белгородской драме известный режиссёр и педагог поставил уже второй спектакль. Знакомство с мастером состоялось на IX Всероссийском театральном фестивале «Актёры России — Михаилу Щепкину» в 2013 году, где артисты с Фонтанки показали спектакль «Жаворонок» Ж. Ануя. Тогда же была достингута договорённость о совместной работе. Ею стал спектакль «Касатка», который третий сезон с большим успехом идёт на белгородской сцене и принёс театру признание на авторитетных театральных фестивалях.

Предложение продолжить сотрудничество постановкой спектакля «Идиот» поступило от самого режиссёра. «У вас есть всё, чтобы сделать это, инсценировка идеально раскладывается на труппу. Будет классный спектакль!» - сказал Семён Спивак во время одной из встреч с художественным руководителем БГАДТ имени М.С. Щепкина Виталием Слободчуком.
Работа над постановкой «Идиота» длилась более года. Репетиции шли блоками: Семён Спивак и его ассистент Мария Мирош несколько раз приезжали в Белгород, кропотливо и подробно работали над каждой сценой спектакля, над каждым его образом. Перед выпуском «Идиота» худрук Белгородской драмы пошёл на беспрецедентный шаг, отменив все стационарные представления с 1 по 10 ноября. И назначил премьеру (совершенно случайно!) на 11 ноября — день рожения Ф.М. Достоевского.
Такой риск был оправдан. То, что спектакль станет мощным рывком театра к новым творческим высотам, было понятно уже на первых прогонах отдельных эпизодов в малом репетиционном зале. Когда же артисты вышли на большую сцену, из разрозненных элементов сложился удивительный, завораживающий художественный паззл спектакля.
Благодаря сценографии петербургского художника Дарьи Гориной мы попадаем из компьютеризированного, ХХI века, в век XIX, вместе с князем Мышкиным попадаем в мистическую — прекрасную и страшную — атмосферу Петербурга Достоевского, видим апокалиптические картины геенны огненной и остаёмся в финале вместе с героем одинокими странниками в холодной Вселенной. Музыкальное сопровождение — «Зима» Вивальди и «Танго смерти» - парафраз на темы Вивальди, Shine On You Crazy Diamond группы Pink Floyd и духовная песня «Пробудись, душа!» Юлии Славянской — бьёт током по самым тонким струнам души зрителя. Так же и игра белгородских актёров отмечена высоким напряжением чувств, остротой реакций, правдивостью сценического существования — от исполнителей главных ролей до безымянных сообщников рогожинской банды.
Действие спектакля охватывает события первой части романа «Идиот». Всего один день мы проживаем с князем Мышкиным — от его приезда в Петербург до вечера в доме Настасьи Филипповны. И если зритель, особенно молодой, после премьеры Белгородской драмы возьмёт в руки том Достоевского, — большего счастья создатели спектакля и представить себе не могут.
Дмитрий Беседа, исполнитель роли князя Мышкина:
Когда читаешь роман, у тебя складывается определённое представление о герое, и оно у меня сложилось. А потом приехал Семён Яковлевич - совершенно с другим представлением. Понять и принять это решение было сложно, потому что князя-ребёнка я прежде не видел. Пришлось искать его в себе, наблюдать за своей дочкой. Даже чисто технически было не просто найти верный образ — сделать голос выше, отыскать нужную походку и жесты... Но своего Мышкина я полюбил сразу - как только прочитал роман. Спасибо за доверие Семёну Яковлевичу — у него радостно учиться профессии и жизни.
Вероника Васильева, исполнительница роли Настасьи Филипповны:
Я очень благодарна Семёну Яковлевичу за то, как он увидел эту женщину. Всё-таки есть стереотип в восприятии Настасьи Филипповны: эдакая демоническая, роковая женщина, подверженная страстям, жестокая и стервозная. А Семён Яковлевич сказал так: «На самом деле она классная, хорошая девчонка!». Просто в силу драматических обстоятельств её жизни у неё не остаётся возможности вести себя иначе. Её обидели и обидели сильно. И теперь она мстит. Семён Яковлевич решает образ так, что в нём есть и доброта, и жертвенность, и желание изменить жизнь. Но обстоятельства складываются так, что изменить ничего невозможно. И протянуть руку светлому, чистому Мышкину она считает себя не вправе. Она понимает, что тьма ею уже слишком сильно завладела. «Наркоманка страстей» - так говорил о ней Спивак. Понимая и осознавая свою греховность, она отказывается от князя и этим его спасает. Ведь если Настасья Филипповна будет с ним — она его погубит.


Наталья Старосельская, театральный критик, писатель, шеф-редактор журналов «Страстной бульвар, 10» и «Иные берега»:
Я по образованию филолог. И мой диплом, и моя диссертация — всё посвящено Достоевскому. Признаюсь, я очень редко в театре чувствую атмосферу Достоевского. В вашем спектакле она есть. Атмосфера рваных ритмов, вздёрнутых, как на дыбу, людей, их характеров, переходов от одной сцены к другой, из одного состояния в другое... Литературоведы называют это космосом Достоевского. Всем нам знакомо ощущение, что чем ближе к вечеру, ритм дня становится быстрее. И в спектакле это заложено. День уходит к вечеру, а для кого-то - в беспросветную ночь. И всё это очень точно прочувствовано. У этого спектакля должен быть и будет большой успех. Ко мне после его окончания подходили несколько зрителей и спрашивали: «Как вам?». А я, всё ещё погружённая в события спектакля, ничего не могла ответить. Потому что это удивительно мощно!
Семён Спивак, народный артист России, режиссёр-постановщик спектакля:
Меня очень волнует тема добра и света, так как мир сегодня стремительно темнеет. Достоевский сделал эксперимент: что выйдет, если в нашей жизни появится светлый, открытый, непосредственный, добрый человек. Вышло очень грустно. В наше время, мне кажется, единственная возможность участия зрителя в жизни князя Мышкина — чтобы он был ребёнком, наивным и простодушным. Он, как свет, освещает душу каждого, кто сталкивается с ним. А без него человек теряет путеводную нить. Потому что трудно быть всё время светлым, когда вокруг столько агрессии! Князь Мышкин, которого сам автор называл положительно прекрасным человеком и князем Христом, сегодня очень необходим. Ибо нужно как-то остановить непонятную чёрную силу, которая нависла над нашим миром.
Наталья Почернина,
«Белгородская правда», 16 ноября 2017 г.

Фото Дарьи Тонконоженко и Андрея Зотова
2017