«БелПресса» собрала интересные подробности из жизни актёра
26 мая на фасаде дома № 52 на улице Князя Трубецкого открыли мемориальную доску работы скульптора Дмитрия Горина. Так в Белгороде увековечили память народного артиста России Владимира Бондарука.
Золотым фондом Белгородской драмы стали роли Будулая в спектакле «Цыган», Прохора Громова в «Угрюм-реке», Виктора в «Варшавской мелодии», Сергея Усова в «Традиционном сборе», Шаманова в спектакле «Прошлым летом в Чулимске», Левинсона в «Разгроме», Кречинского в «Свадьбе Кречинского», Мэкки-ножа в «Трехгрошовой опере», Доменико Сориано в «Филумене Мартурано», Сирано де Бержерака в одноименной героической комедии Э. Ростана, Джорджа Купера в драме «А дальше – тишина», Сарафанова в «Старшем сыне», Фирса в «Вишнёвом саде» и многие другие.
Владимир Бондарук скончался 30 октября 2012 года, похоронен в Белгороде.
Золотым фондом Белгородской драмы стали роли Будулая в спектакле «Цыган», Прохора Громова в «Угрюм-реке», Виктора в «Варшавской мелодии», Сергея Усова в «Традиционном сборе», Шаманова в спектакле «Прошлым летом в Чулимске», Левинсона в «Разгроме», Кречинского в «Свадьбе Кречинского», Мэкки-ножа в «Трехгрошовой опере», Доменико Сориано в «Филумене Мартурано», Сирано де Бержерака в одноименной героической комедии Э. Ростана, Джорджа Купера в драме «А дальше – тишина», Сарафанова в «Старшем сыне», Фирса в «Вишнёвом саде» и многие другие.
Владимир Бондарук скончался 30 октября 2012 года, похоронен в Белгороде.
Интеллигентный
Владимир Васильевич родился 26 мая 1934 года в городе Остере на Черниговщине в дворянско-интеллигентской семье, в которой переплелись русские и украинские, польские и чешские корни. В доме была прекрасная библиотека дореволюционных изданий, родители и тетушки будущего артиста читали вслух стихи и прозу, устраивали домашние спектакли. Поэтому, когда закончилась война и возобновились занятия в школе и черниговском Дворце пионеров, юный Володя поспешил записаться в театральную студию. Она дала путёвку в профессию пятерым будущим артистам, среди которых и знаменитый актёр отечественного театра и кино Алексей Петренко.
Прирождённый
После окончания актёрского факультета Харьковского театрального института в 1959 году Владимир Бондарук поступил в труппу Черниговского музыкально-драматического театра. Внешне всё складывалось удачно: роли, успех у зрителей… Но молодой артист, посчитав, что пока ему нечего сказать людям со сцены, ушёл из театра работать аппаратчиком на заводе искусственного волокна.
Он организовал на предприятии драмкружок, устраивал для рабочих походы в театр, а после – обсуждения спектаклей. И однажды услышал от товарищей слова, заставившие его вернуться на сцену: «А зря ты, Володя… Ведь твоё место там. Ты спрашиваешь, что можешь рассказать людям. Расскажи о себе, обо всех нас…»
Убедительный
В труппе Белгородского драматического театра Владимир Бондарук появился в 1964 году. Высокий, стройный красавец с аристократической осанкой и роскошным баритоном сразу обратил на себя внимание режиссёров, зрителей и театральных рецензентов. В обзоре сезона 1966–67 годов журналист «Белгородской правды» Александр Потапов писал:
«…чувствуется, что актёр растёт как мыслитель – всё сдержаннее он во внешних проявлениях, всё весомее художественная нагрузка его ролей. Думается, что в некотором роде итогом нынешнего этапа становления была его работа в драме «Цыган».
О Будулае, сыгранном до экранизаций романа и с Евгением Матвеевым, и с Михаем Волонтиром, в театре до сих пор легенды ходят! Рассказывают, что во время гастролей щепкинцев по Украине к Владимиру Васильевичу приходили цыгане, осведомлялись, из какого он табора, и даже звали с собой.
Преданный
В поездке по Украине был ещё один замечательный случай. Тогда труппа гостила в одной из западных областей.
Гастроли близились к концу, и щепкинцы решили устроить пикник на природе. Да вот беда: провианта для ужина на траве оказалось маловато. Руководитель театра отправился в село и попытался объясниться с местной жительницей на привычном ему слобожанском диалекте. Вернулся с пустыми руками.
Тогда пошёл Бондарук – поговорил с бабушкой на местной мове, расспросил о жизни, рассказал, кто он и зачем пришёл… В общем, пикник был спасен: сало, хлеб, лук, яйца были доставлены артистом к импровизированному столу. Русский артист Владимир Бондарук нежно любил родную Украину и в особо пронзительные моменты жизни потрясающе пел украинские песни.
Заслуженный и народный
Легендарными спектаклями Белгородской драмы 1970-х были «Свадьба Кречинского» и «Сирано де Бержерак». В обоих Владимир Бондарук играл заглавные роли. Известный театральный критик Анна Кузнецова считала Бондарука лучшим Кречинским в тогдашней театральной России: настолько талантливо играл он трагедию человека, который впустую растратил свой блестящий ум и незаурядные способности. А после выхода спектакля «Сирано де Бержерак», где артист играл благородного рыцаря, романтика, поэта, бросающего вызов серому течению окружающей жизни, в среде белгородской молодёжи и интеллигенции крылатыми стали строчки: «Приятно быть самим собой, а притворяться тягостно и сложно».
В 1971 году Владимир Васильевич стал заслуженным артистом РСФСР, а в 1984 году первым из белгородцев получил звание «Народный артист РСФСР». В дальнейшем он получил орден «Знак Почёта» и трижды становился лауреатом областной театральной премии имени М. С. Щепкина.
Неугомонный
Поклонники таланта Бондарука всегда ценили его за эмоциональную, психологическую правду на сцене. Но в жизни за эту способность артисту пришлось расплатиться двумя инфарктами. Нашпигованный лекарствами, он уходил из больницы играть премьеру, а после снова сдавался врачам, учился заново ходить, заключал пари, что через месяц будет бегать на стадионе. И бегал! И на сцене вытворял такое, что его врач в зале хваталась за сердце и побелевшими губами шептала: «Ему же нельзя!»
Бодрый
Владимир Васильевич любил оставаться наедине с природой. Часто отправлялся в Сосновку – погулять, подышать лесным воздухом, подумать… Кстати, с ним всегда был шагомер, и ежедневно актёр проходил не меньше 10 тыс. шагов. В конце апреля открывал купальный сезон на Северском Донце, а закрывал его в начале ноября. Когда же театр поехал на фестиваль в Иркутск, Бондарук не удержался от соблазна искупаться в ледяной воде Байкала, хоть дело и было в октябре.
Современный
Народный артист России Владимир Бондарук был прост и демократичен в общении, шутил: «Со мной заговаривают не только на улице, но и в бане!» По‑отечески благородно относился он к щепкинской молодёжи.
Во второй половине 1990-х в театр пришло много молодых артистов, и тут же они стали затевать разные творческие проекты: музыкально-поэтические вечера в фойе, камерные постановки в театральном буфете и гардеробе… Старшие коллеги к таким выкрутасам относились скептически, а Владимир Васильевич с доброй улыбкой отвечал на это: «Дети играют в хорошие игры!»
Незабываемый
За годы работы в Белгородской драме Бондарук сыграл свыше 150 ролей в спектаклях классического и современного репертуара. Его последней работой стал Фирс в спектакле «Вишнёвый сад» А. Чехова в постановке Бориса Морозова.
Это был очень неожиданный Фирс – благородство и стать артиста сообщали образу вовсе не холопские черты. Именно старик был настоящим хозяином вишнёвого сада, умиравшим вместе с ним в финале. Когда спектакль показали на фестивале «Актёры России – Михаилу Щепкину», столичные критики изумлялись: «Если слуги были такими, каковы же должны быть господа?!»
Наталья Почернина,
«БелПресса», 30 мая 2017 г.