Подношение Михаилу Щепкину
В обилии театральных российских фестивалей порой трудно не запутаться, но есть среди них те, которые отличаются «лица необщим выраженьем» и четко сформулированной идеей, ради которой они и создаются. Один из таких - главный театральный форум - фестиваль «Актеры России - Михаилу Щепкину» в Белгороде. Это - фестиваль-посвящение, фестиваль-подношение великому артисту от российских собратьев.
Впрочем, в последние годы фестиваль существенно рас ширил свои границы, вклю чив в программу спектакли театров ближнего и не такого уж ближнего зарубежья: ведь школа русского психологического театра не только широко известна, но и глубоко по читаема во всем мире, немало ар тистов из других стран учились в отечественных театральных училищах и впитали в себя ос новы этой школы.
Фестиваль в Белгороде проводится в начале октября — золотая осень, разноцветные листья деревьев, пригреваю щее напоследок солнце... Все это создает атмосферу празд ника и радости, а первые же штрихи вносят в эту атмосферу гостеприимные хозяева — ху дожественный руководитель Белгородского государствен ного академического драмати ческого театра им. М.С. Щеп кина Виктор Слободчук и его команда: эти люди делают все, чтобы каждому приезжающе му театру были созданы самые благоприятные условия для жизни и творчества, чтобы все гости фестиваля чувствовали себя максимально комфортно.
Фестиваль открывали сами хозяева, Белгородский театр показал два спектакля — «Вишневый сад» А. П. Чехова в постановке Бориса Морозова и «Куклы» испанского драма турга Хасинто Грау в поста новке Валерия Беляковича. Я много лет знаю и люблю этот театр, высоко ценю мудрую политику В.И. Слободчука, приглашающего на постанов ки самых разных режиссеров и не страшащегося макси мально расширить привыч ный традиционно-психологи ческий репертуар театра. И именно в сопоставлении двух этих, таких непохожих спектаклей, осо бенно отчетливо можно увидеть разнохарактерность актерских да рований и умение артистов любых поколений одинаково органично существовать в полярно противопо ложных предлагаемых обстоятель ствах.
«Вишневый сад» — спектакль тонкий, нежный, печальный. Заме чательный сценограф Иосиф Сумбаташвили создал на сцене совершенно особый мир: стены старой усадьбы, сквозь которые словно проступают очертания вишневого сада — некий образ человеческой памяти, фантомной боли, вопло тить которую зримо невоз можно, но которая ни на миг не оставляет душу, тревожит ее, заставляя болеть и сго рать... Брат и сестра, Раневс кая (глубоко и мощно играет ее Марина Русакова) и Гаев (Виталий Стариков органично и сильно существует в образе стареющего ребенка, упрямо не желающего расставаться со своими детскими пристрасти ями и капризами), в сущнос ти, давно уже расстались с усадьбой, знают ее судьбу, но вопреки всему продолжают цепляться за иллюзии спасе ния, потому что здесь, в этих стенах, в этом саду, происхо дило все самое чистое и луч шее в их жизни. Здесь они бы ли полны надежд и мечтаний о новой и прекрасной жизни. Но утонул мальчик, сын Ране вской, не стало родителей, вишня перестала приносить доход — «секрет забыли», и уже не за что больше цепляться, а все же... все же...
Так мечтают сегодня о но вой жизни Аня (Нина Кранцевич) и Петя (Андрей Манохин), влюбленные, полные надежд на будущее, но ведь и их будущее определено, и их ждет тоска по несбывшемуся. И Симеонов-Пищик, блис тательно сыгранный Игорем Нарожным, раздаст все свои долги и — что дальше? Новые долги или горечь по промельк нувшей в суете жизни?
Но все они «мечены» горькой и печальной, без следа уходящей жизнью... И только Лопахин (изумительная работа Дмитрия Гарнова!), словно знак иной реальности, существует в этом спектакле. Он перековывает се бя, прежнего мужичка с разби тым носом, в богатого и уверен ного в себе человека, он — созидатель, которому просто не досуг тосковать по прошлому. Но и его ждет крах — мы слишком хорошо знаем историю, в кото рой очень скоро попадут под то пор не только вишневые деревья, но и Лопахины. И может быть, топором этим взмахнет лакей и хам Яша, объемно сыгранный Игорем Ткачевым...
Непривычен в этом спектак ле и Фирс (Алексей Огурцов) — не слабый, умирающий человек, заколоченный в старом доме, а старик, который еще хочет жить, потому и бьется в закрытые две ри и ложится на пол не умирать, а ждать, когда в дом войдут и вы пустят его.
Точный, верный лучшим тра дициям русского психологичес кого театра, этот спектакль бере дит душу. А рядом существует совершенно другая краска этого театра — спектакль «Куклы», яр кое театральное зрелище, пост роенное во многом на изыскан ной пластике (режиссер по пластике Андрей Манохин, коло ритно играющий куклу Херуви ма), на музыке цирка Дю Солей, на выразительной игре артистов Игоря Ткачева (Пигмалион-1), Ви талия Бгавина (герцог Альдукар), Эвелины Ткачевой (Аурелия), Дмит рия Гарнова (Брандахлыст), Верони ки Васильевой (Помпонина), Анто на Йовчева (Хуан-Болван), Павла Рыжикова (капитан Мамона). Очень интересны и антрепренеры (Владимир Володин, Игорь Нарожный, Алексей Огурцов, Андрей Зо тов), и артисты репертуарного теат ра, восстающие поначалу против ку кольного шоу (Андрей Терехов, Михаил Новичихин, Дмитрий Евг рафов), которые, являясь людьми, внезапно приобретают черты кукол. И становится страшно от того, что все мы, в сущности, куклы, которы ми кто-то управляет.
Этот спектакль современен и актуален с точки зрения наших споров о новых формах и нуж ности-ненужности традиций, и в нем отчетливо слышится пози ция режиссера и позиция труппы Белгородского театра в отноше нии современного искусства. А есть ли что-то дороже твердой позиции сегодня, в эпоху отказа всех от всего?..
К сожалению, спектакль Одесского академического рус ского драматического театра «Чайка» А.П. Чехова (режиссер Алексей Литвин) много «потерял» по дороге от Одессы до Белгорода: ушла энергетика, глубина раз мышлений, верность интонации. И остались лишь блистательно сыгранные роли Сорина (Олег Школьник) и Тригорина (Юрий Невгамонный). Жаль! Только ме сяц назад я видела этот спектакль на Одесском фестивале, и там, до ма, он производил впечатление сильное и волнующее.
Особый «раздел» фестиваль ной программы составили мос ковские спектакли: «Дракула» Театра на Юго-Западе, «Правда — хорошо, а счастье лучше» Малого театра, «Зойкина квартира» МХАТ им. А.М. Горького и «Од ноклассники» Театра Российской армии, но об этих работах гово рилось в разное время на страни цах журнала. Здесь же отметим, что приезд гостей из столицы доставил немало удовольствия белгородским зрителям.
Спектакль Владимирского ака демического областного драмати ческого театра «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островс кого поставлен Сергеем Морозовым заостренно-современно. И дело не только в костюмах персонажей, а в ритме, в самом нерве спектакля, так поразительно совпадающего по сво им мыслям с днем сегодняшним. И хотя подобное прочтение Остро вского порой грешит приблизи тельностью, нельзя не отметить блистательные актерские работы, создающие подлинное ощущение пира: совсем юного Александра Аладышева (Глумов), Галины Ивановой (Глафира Климовна), Николая Горохова (Мамаев), Лю бови Гордеевой (Мамаева), Миха ила Асафова (Крутицкий), Лари сы Корягиной (Турусина), Анны Лузгиной (Манефа)...
После того, как год назад Костромской государственный драматический театр блестяще выступил на Калужском фестива ле со спектаклем «Слуга двух гос под» К. Гольдони в постановке Сергея Кузьмича, от его же спек такля «Укрощение строптивой» Шекспира ждали очень многого. Но ожидания, увы, не оправда лись: сценография и костюмы Еле ны Сафоновой оказались настоль ко избыточными, что во многом «задавили» мысль режиссера и явно не способствовали актерской игре. Любовь ушла на далекий план, и остались в памяти от спектакля лишь несколько ярких, вырази тельных сцен, сыгранных Ниной Мавриной (Катарина) и Дмитрием Рябовым (Петручио) словно воп реки режиссерскому замыслу. А общее впечатление оказалось до вольно расплывчатым.
Театр для детей и молодежи из Старого Оскола покорил и взвол новал сценической композицией Семена Лосева «Женя, а вы знае те...» по стихам и песням на стихи Евгения Евтушенко. Театр возвра щает старшему поколению одно из забытых знаковых имен, а в молодежи пробуждает неподдельный интерес к тому времени, чему спо собствуют не только стихи, но и хроника середины XX века со все ми ее партийными решениями и четко определенными критерия ми, понять которые сегодня неп росто. Молодые артисты Семена Лосева (перечислить всех невоз можно, но невозможно и выде лить кого-то) играют эмоциональ но, вдохновенно, ярко. Все они замечательно поют и выразитель но двигаются. Смотреть этот спек такль печально, больно и светло...
Народный театр из города Ни ша (Сербия) привез на фестиваль спектакль «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» П. Зиндела (постановка Евицы Павич). Когда-то широко извест ная в отечественном театре пьеса вернулась к нам несколько деся тилетий спустя, обнажив свою «временность» и «вечность». Ре шенный в традициях психологи ческого и даже временами нату ралистического театра, спектакль привлек, в первую очередь, инте реснейшей работой актрисы Вес ны Есипович (Беатриса), сыграв шей мать двух дочерей, женщины неуравновешенной и предельно эмоциональной.
Таганрогский театр им. А.П. Чехова обратился к одно му из сложнейших философских произведений русской литерату ры XX столетия — «Павлу Перво му» Дмитрия Мережковского. Ре жиссер Георгий Кавтарадзе создал сценическую композицию «Царство зверя...» и музыкальное оформление. С версией, предло женной режиссером, можно спо рить, но почему-то не хочется — тот Павел, который предстает в спектакле в великолепном испол нении Сергея Герта, предельно одинок, грустен, лишен привыч ной истеричности и экзальтиро ванности и тем привлекает какое-то особенно напряженное внимание. Он давно уже ждет на сильственной смерти, зная, что она неизбежна, ее ничем нельзя отвратить. Он знает истинную це ну Палену (очень выразителен в этой роли П. Бондаренко) и вни мательно всматривается в него - одинаково спокойного в преда тельстве и «верности». И цену своим сыновьям он тоже знает... В финале звучит горестный марти ролог — перечень ухода из жизни российских императоров, и серд це сжимается от пронзительно горькой истории нашей многост радальной страны...
Что еще можно рассказать об этом фестивале? Трудно передать атмосферу ежевечерних Актерс ких клубов, где царили радость общения и веселье. Трудно рас сказать о напряженных ежеднев ных обсуждениях спектаклей группой критиков, на которых звучали и восторги, и упреки, и детальный анализ просмотренных спектаклей. Но главное, что фес тиваль состоялся — он был интересным, разнообразным, живым. И в этом ощущался пульс сегодняшней театральной жизни, который, наверное, и стал нашим подношением великому русском артисту, чьим именем назван Белгородский фестиваль.
Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ,
журнал "Планета Красота", ноябрь 2011 год.
В обилии театральных российских фестивалей порой трудно не запутаться, но есть среди них те, которые отличаются «лица необщим выраженьем» и четко сформулированной идеей, ради которой они и создаются. Один из таких - главный театральный форум - фестиваль «Актеры России - Михаилу Щепкину» в Белгороде. Это - фестиваль-посвящение, фестиваль-подношение великому артисту от российских собратьев.
Впрочем, в последние годы фестиваль существенно рас ширил свои границы, вклю чив в программу спектакли театров ближнего и не такого уж ближнего зарубежья: ведь школа русского психологического театра не только широко известна, но и глубоко по читаема во всем мире, немало ар тистов из других стран учились в отечественных театральных училищах и впитали в себя ос новы этой школы.
Фестиваль в Белгороде проводится в начале октября — золотая осень, разноцветные листья деревьев, пригреваю щее напоследок солнце... Все это создает атмосферу празд ника и радости, а первые же штрихи вносят в эту атмосферу гостеприимные хозяева — ху дожественный руководитель Белгородского государствен ного академического драмати ческого театра им. М.С. Щеп кина Виктор Слободчук и его команда: эти люди делают все, чтобы каждому приезжающе му театру были созданы самые благоприятные условия для жизни и творчества, чтобы все гости фестиваля чувствовали себя максимально комфортно.
Фестиваль открывали сами хозяева, Белгородский театр показал два спектакля — «Вишневый сад» А. П. Чехова в постановке Бориса Морозова и «Куклы» испанского драма турга Хасинто Грау в поста новке Валерия Беляковича. Я много лет знаю и люблю этот театр, высоко ценю мудрую политику В.И. Слободчука, приглашающего на постанов ки самых разных режиссеров и не страшащегося макси мально расширить привыч ный традиционно-психологи ческий репертуар театра. И именно в сопоставлении двух этих, таких непохожих спектаклей, осо бенно отчетливо можно увидеть разнохарактерность актерских да рований и умение артистов любых поколений одинаково органично существовать в полярно противопо ложных предлагаемых обстоятель ствах.
«Вишневый сад» — спектакль тонкий, нежный, печальный. Заме чательный сценограф Иосиф Сумбаташвили создал на сцене совершенно особый мир: стены старой усадьбы, сквозь которые словно проступают очертания вишневого сада — некий образ человеческой памяти, фантомной боли, вопло тить которую зримо невоз можно, но которая ни на миг не оставляет душу, тревожит ее, заставляя болеть и сго рать... Брат и сестра, Раневс кая (глубоко и мощно играет ее Марина Русакова) и Гаев (Виталий Стариков органично и сильно существует в образе стареющего ребенка, упрямо не желающего расставаться со своими детскими пристрасти ями и капризами), в сущнос ти, давно уже расстались с усадьбой, знают ее судьбу, но вопреки всему продолжают цепляться за иллюзии спасе ния, потому что здесь, в этих стенах, в этом саду, происхо дило все самое чистое и луч шее в их жизни. Здесь они бы ли полны надежд и мечтаний о новой и прекрасной жизни. Но утонул мальчик, сын Ране вской, не стало родителей, вишня перестала приносить доход — «секрет забыли», и уже не за что больше цепляться, а все же... все же...
Так мечтают сегодня о но вой жизни Аня (Нина Кранцевич) и Петя (Андрей Манохин), влюбленные, полные надежд на будущее, но ведь и их будущее определено, и их ждет тоска по несбывшемуся. И Симеонов-Пищик, блис тательно сыгранный Игорем Нарожным, раздаст все свои долги и — что дальше? Новые долги или горечь по промельк нувшей в суете жизни?
Но все они «мечены» горькой и печальной, без следа уходящей жизнью... И только Лопахин (изумительная работа Дмитрия Гарнова!), словно знак иной реальности, существует в этом спектакле. Он перековывает се бя, прежнего мужичка с разби тым носом, в богатого и уверен ного в себе человека, он — созидатель, которому просто не досуг тосковать по прошлому. Но и его ждет крах — мы слишком хорошо знаем историю, в кото рой очень скоро попадут под то пор не только вишневые деревья, но и Лопахины. И может быть, топором этим взмахнет лакей и хам Яша, объемно сыгранный Игорем Ткачевым...
Непривычен в этом спектак ле и Фирс (Алексей Огурцов) — не слабый, умирающий человек, заколоченный в старом доме, а старик, который еще хочет жить, потому и бьется в закрытые две ри и ложится на пол не умирать, а ждать, когда в дом войдут и вы пустят его.
Точный, верный лучшим тра дициям русского психологичес кого театра, этот спектакль бере дит душу. А рядом существует совершенно другая краска этого театра — спектакль «Куклы», яр кое театральное зрелище, пост роенное во многом на изыскан ной пластике (режиссер по пластике Андрей Манохин, коло ритно играющий куклу Херуви ма), на музыке цирка Дю Солей, на выразительной игре артистов Игоря Ткачева (Пигмалион-1), Ви талия Бгавина (герцог Альдукар), Эвелины Ткачевой (Аурелия), Дмит рия Гарнова (Брандахлыст), Верони ки Васильевой (Помпонина), Анто на Йовчева (Хуан-Болван), Павла Рыжикова (капитан Мамона). Очень интересны и антрепренеры (Владимир Володин, Игорь Нарожный, Алексей Огурцов, Андрей Зо тов), и артисты репертуарного теат ра, восстающие поначалу против ку кольного шоу (Андрей Терехов, Михаил Новичихин, Дмитрий Евг рафов), которые, являясь людьми, внезапно приобретают черты кукол. И становится страшно от того, что все мы, в сущности, куклы, которы ми кто-то управляет.
Этот спектакль современен и актуален с точки зрения наших споров о новых формах и нуж ности-ненужности традиций, и в нем отчетливо слышится пози ция режиссера и позиция труппы Белгородского театра в отноше нии современного искусства. А есть ли что-то дороже твердой позиции сегодня, в эпоху отказа всех от всего?..
К сожалению, спектакль Одесского академического рус ского драматического театра «Чайка» А.П. Чехова (режиссер Алексей Литвин) много «потерял» по дороге от Одессы до Белгорода: ушла энергетика, глубина раз мышлений, верность интонации. И остались лишь блистательно сыгранные роли Сорина (Олег Школьник) и Тригорина (Юрий Невгамонный). Жаль! Только ме сяц назад я видела этот спектакль на Одесском фестивале, и там, до ма, он производил впечатление сильное и волнующее.
Особый «раздел» фестиваль ной программы составили мос ковские спектакли: «Дракула» Театра на Юго-Западе, «Правда — хорошо, а счастье лучше» Малого театра, «Зойкина квартира» МХАТ им. А.М. Горького и «Од ноклассники» Театра Российской армии, но об этих работах гово рилось в разное время на страни цах журнала. Здесь же отметим, что приезд гостей из столицы доставил немало удовольствия белгородским зрителям.
Спектакль Владимирского ака демического областного драмати ческого театра «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островс кого поставлен Сергеем Морозовым заостренно-современно. И дело не только в костюмах персонажей, а в ритме, в самом нерве спектакля, так поразительно совпадающего по сво им мыслям с днем сегодняшним. И хотя подобное прочтение Остро вского порой грешит приблизи тельностью, нельзя не отметить блистательные актерские работы, создающие подлинное ощущение пира: совсем юного Александра Аладышева (Глумов), Галины Ивановой (Глафира Климовна), Николая Горохова (Мамаев), Лю бови Гордеевой (Мамаева), Миха ила Асафова (Крутицкий), Лари сы Корягиной (Турусина), Анны Лузгиной (Манефа)...
После того, как год назад Костромской государственный драматический театр блестяще выступил на Калужском фестива ле со спектаклем «Слуга двух гос под» К. Гольдони в постановке Сергея Кузьмича, от его же спек такля «Укрощение строптивой» Шекспира ждали очень многого. Но ожидания, увы, не оправда лись: сценография и костюмы Еле ны Сафоновой оказались настоль ко избыточными, что во многом «задавили» мысль режиссера и явно не способствовали актерской игре. Любовь ушла на далекий план, и остались в памяти от спектакля лишь несколько ярких, вырази тельных сцен, сыгранных Ниной Мавриной (Катарина) и Дмитрием Рябовым (Петручио) словно воп реки режиссерскому замыслу. А общее впечатление оказалось до вольно расплывчатым.
Театр для детей и молодежи из Старого Оскола покорил и взвол новал сценической композицией Семена Лосева «Женя, а вы знае те...» по стихам и песням на стихи Евгения Евтушенко. Театр возвра щает старшему поколению одно из забытых знаковых имен, а в молодежи пробуждает неподдельный интерес к тому времени, чему спо собствуют не только стихи, но и хроника середины XX века со все ми ее партийными решениями и четко определенными критерия ми, понять которые сегодня неп росто. Молодые артисты Семена Лосева (перечислить всех невоз можно, но невозможно и выде лить кого-то) играют эмоциональ но, вдохновенно, ярко. Все они замечательно поют и выразитель но двигаются. Смотреть этот спек такль печально, больно и светло...
Народный театр из города Ни ша (Сербия) привез на фестиваль спектакль «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» П. Зиндела (постановка Евицы Павич). Когда-то широко извест ная в отечественном театре пьеса вернулась к нам несколько деся тилетий спустя, обнажив свою «временность» и «вечность». Ре шенный в традициях психологи ческого и даже временами нату ралистического театра, спектакль привлек, в первую очередь, инте реснейшей работой актрисы Вес ны Есипович (Беатриса), сыграв шей мать двух дочерей, женщины неуравновешенной и предельно эмоциональной.
Таганрогский театр им. А.П. Чехова обратился к одно му из сложнейших философских произведений русской литерату ры XX столетия — «Павлу Перво му» Дмитрия Мережковского. Ре жиссер Георгий Кавтарадзе создал сценическую композицию «Царство зверя...» и музыкальное оформление. С версией, предло женной режиссером, можно спо рить, но почему-то не хочется — тот Павел, который предстает в спектакле в великолепном испол нении Сергея Герта, предельно одинок, грустен, лишен привыч ной истеричности и экзальтиро ванности и тем привлекает какое-то особенно напряженное внимание. Он давно уже ждет на сильственной смерти, зная, что она неизбежна, ее ничем нельзя отвратить. Он знает истинную це ну Палену (очень выразителен в этой роли П. Бондаренко) и вни мательно всматривается в него - одинаково спокойного в преда тельстве и «верности». И цену своим сыновьям он тоже знает... В финале звучит горестный марти ролог — перечень ухода из жизни российских императоров, и серд це сжимается от пронзительно горькой истории нашей многост радальной страны...
Что еще можно рассказать об этом фестивале? Трудно передать атмосферу ежевечерних Актерс ких клубов, где царили радость общения и веселье. Трудно рас сказать о напряженных ежеднев ных обсуждениях спектаклей группой критиков, на которых звучали и восторги, и упреки, и детальный анализ просмотренных спектаклей. Но главное, что фес тиваль состоялся — он был интересным, разнообразным, живым. И в этом ощущался пульс сегодняшней театральной жизни, который, наверное, и стал нашим подношением великому русском артисту, чьим именем назван Белгородский фестиваль.
Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ,
журнал "Планета Красота", ноябрь 2011 год.