Трагическая история романтической пьесы
Пьеса «Безымянная звезда» в нашей стране очень популярна – прежде всего благодаря замечательному фильму Михаила Козакова с Анастасией Вертинской, Игорем Костолевским, Светланой Крючковой и самим режиссёром в главных ролях. А вот об авторе «Безымянной звезды» Михаиле Себастиане (или на румынский манер Михае Себастиане) известно совсем немного. Между тем некоторые факты его биографии позволяют посмотреть на события, характеры и атмосферу романтической пьесы в несколько ином свете.
Настоящее имя писателя – Иосиф Гехтер. Он родился в небольшом румынском городке 18 октября 1907 года в еврейской семье. После окончания школы Иосиф отправился в Бухарест изучать право, а диплом получил уже в Париже. Вернувшись на родину, он примкнул к знаменитой Ассоциации молодых интеллектуалов «Критерион». Среди участников этого кружка был и молодой Эжен Ионеско – будущий знаменитый драматург, основоположник театра абсурда. С ним у Иосифа Гехтера, ставшего к тому времени Михаилом Себастианом, сложились дружеские отношения.
В 1930-е годы Себастиан пишет прозу и критические статьи, его пьеса «Игра в каникулы» с успехом идёт в театре «Комедия». Но карьера успешного адвоката и литератора рухнула 6 сентября 1940 года с приходом к власти фашистского режима Антонеску. В Румынии начинаются гонения на евреев: запреты на браки с румынами, на профессии, на проживание в домах определённого метража, на свободу передвижения. Дальше ещё страшнее: погромы, массовые расстрелы и депортации, концентрационные лагеря.
Себастиан оставляет адвокатскую практику и переезжает из собственного дома в маленькую квартирку. Его пьесы больше не ставят театры, книги и статьи не печатают. И если бы не помощь старых друзей из театральной среды, заказывавших писателю переводы пьес, его семье грозила бы голодная смерть.
Зимой 1942–43 года Себастиан каждый день в течение 12 часов отбывает трудовую повинность, работая на очистке улиц от снега. В своём дневнике 7 января 1943 он пишет:
«Я отчаянно нуждаюсь в деньгах. Сегодня в моём кармане было всего 200 леев! Нужно поговорить с Сику Александреску (руководитель театра «Альгамбра» – прим. авт.) о совместной пьесе или просто продать ему новую идею». Так родился замысел будущей «Безымянной звезды».
Атмосферу, в которой Михаил Себастиан создавал романтическую комедию, он так описал в своём «Дневнике»:
«Я ощущаю себя таким старым, таким уставшим… Пишу в надежде получить хоть что‑то в будущем, но не вижу смысла ни в чём. Каждый из нас живёт в собственном одиночестве, как в клетке из стекла. Мы читаем, мы работаем. Мы видим, как люди идут слушать музыку на концерты, мы строим планы, но всюду вокруг нас – тень беды, которая неминуемо ещё придёт».
Почти через год друзья Михаила – актриса Нора Пиацентини и её муж Мирча Септиличи – обнаружили в почтовом ящике первые два акта пьесы с рабочим названием «Большая медведица». Мирча был потрясён: «Эта песня любви производит впечатление удара молнии! Надо ставить!» Но фашистская цензура ни за что бы не допустила к постановке произведение автора-еврея! И тогда владелец театра «Альгамбра» придумал мистификацию: якобы пьесу написал некий учитель из провинции Виктор Минку. Актёры с воодушевлением приступили к репетициям, а в это время Себастиан дописывал последние акты «Безымянной звезды».
За две недели до премьеры разразился газетный скандал. Один критик, позаимствовав у кого‑то из актёров кусок пьесы, пришёл в восторг и потребовал: «Автора!» Вслед за этим раздались и другие требования предъявить миру новую звезду румынской драматургии Виктора Минку. Управление театров поставило труппе ультиматум: или автор появляется, или премьеры не будет, зато будет крупное разбирательство.
Буквально за пару дней перед премьерой было объявлено, что под псевдонимом скрывается муж одной из актрис – Стеван Энеску. Однако страсти не утихли даже после оглушительного успеха спектакля 1 марта 1944 года. Особо проницательные критики догадались об авторстве Себастиана и требовали «сказать правду об авторе». И только стойкость Стевана Энеску спасла положение.
В течение месяца спектакль шёл с аншлагами вплоть до начала англо-американских бомбардировок Бухареста. Многие актёры покинули город, а некоторые и страну. По странному стечению обстоятельств судьбы участников «театрального заговора» складывались трагично. Нора Пиацентини покончила с собой в 1946 году, двумя годами позже из‑за банкротства застрелился владелец театра Нику Владоиану, а 29 мая 1945 года Михаил Себастиан был сбит грузовиком, который буквально вдавил его в стенную афишу.
«Безымянная звезда» так и осталась самым известным произведением Михаила Себастиана. В 1960-х годах пьеса была дважды экранизирована: в франко-румынской версии блистала молодая Марина Влади в роли Моны, а в Югославии роль главной героини исполнила актриса Милена Дравич. В СССР впервые поставил пьесу Георгий Товстоноговв ленинградском Большом драматическом театре. Несмотря на широкую популярность пьесы, о её авторе мало что знали даже в театральном мире. Только в 1996 году в Бухаресте издали его «Дневники», через восемь лет американский драматург Дэвид Оберн написал на их основе пьесу, которая довольно долго шла в Нью-Йорке. Племянница Себастиана, французская писательница и переводчик Мишель Эштер, опубликовала в 2000 году биографический роман «М и М». А в 2006-м Михаил Себастиан был посмертно награждён антифашистской премией Ганса и Софи Шолль.
«Мы редко поднимаем голову, чтобы увидеть звёздное небо»
Над постановкой спектакля «Безымянная звезда» в Белгородской драме работала московский режиссёр, заслуженная артистка России Елена Оленина. Белгородским зрителям она знакома по спектаклям прошлых сезонов: «Сорок первый» Б. Лавренёва и И. Райхельгауза и «Сыновья моих братьев» С. Ковачевича. О работе над новым спектаклем она рассказала для «БелПрессы»:
«После работы над этими спектаклями у меня сложилось в Белгороде реноме режиссёра с жёсткой мужской рукой. И руководитель театра Виктор Иванович Слободчук сказал мне: «Ну сколько можно ставить трагедии? Поставь что‑нибудь более лиричное». И мы с театром стали искать пьесу, которая была бы сегодня интересна зрителям. Название «Безымянная звезда» возникло самым естественным образом.
Во‑первых, она идеально раскладывается на труппу белгородского театра. Во‑вторых, в ней есть романтическая атмосфера, которой нам так сегодня не хватает. Мы смотрим себе под ноги и редко поднимаем голову, чтобы увидеть звёздное небо. Эффект звёздного неба, который мы с художницей Мариной Алимовой придумывали, был очень важен, чтобы поднять зрителей до космического уровня романтизма. Всё‑таки мы должны искать в жизни нечто чистое и светлое, не забывать о вечных вещах.
В‑третьих, «Безымянная звезда» оказалась очень актуальной! В последнее время мы, театральные люди, много говорим о цензуре… Так вот в этой пьесе как раз показана предельная зацензурированность жизни обитателей этого городка.
Цензурируют учителя астрономии Мирою, цензурируют учителя музыки Удрю… Сама атмосфера провинциальной жизни загоняет их в какие‑то рамки, делает несвободными. А это невыносимо для людей искусства, людей науки…
И ещё современность этой пьесы я вижу в том, что давно уже наблюдаю одно уродливое явление.
Не секрет, что молодые девочки стоят перед выбором: что же им в этой жизни нужно? И мечтают они часто не о любви, не о чём‑то настоящем и высоком, а об абсолютно бытовом комфорте – чтобы у них были шубки, брильянтики и, конечно, богатый господин, который всем этим обеспечивает. Героиня спектакля Мона выбрала именно этот путь, она с ним согласна.
И вдруг благодаря стечению обстоятельств она знакомится с провинциальным учителем астрономии Марином Мирою, увлекается им. Но у него ничего нет! Кроме его романтического служения своему делу, влюблённости в звёздное небо. Поэтому когда появляется её «папик» Григ, который считает Мону «роскошным животным» и согласен оплачивать любой её каприз, потому что удобно появляться в свете с красивой женщиной, она всё‑таки выбирает деньги.
Это выбор сегодняшнего дня, на мой взгляд, выбор очень трагический, хотя я прекрасно понимаю, что любовницы и содержанки у богатых мужчин были всегда.
Для меня очень интересны все образы этой пьесы. Та же мадемуазель Куку – женщина, которая очень хочет замуж, а выйти ей в городке не за кого. Она ловит свой последний шанс, но всё заканчивается ничем. В этом её трагедия. Учитель музыки Удря – это человек, который стремится сделать жизнь городка лучше, а людей – чище и светлее. Начальник вокзала – игрок… Да, мне кажется, все обитатели городка во что‑то играют! Потому что жизнь их однообразна, скучна. И сплетни, слухи, которые они разносят, служат им развлечением. Безумно дорогая книга, которую купил бедный учитель, это первое событие, которое будоражит жизнь городка. А уж появление девушки из вагона поезда, который никогда не останавливался на этой станции, и вовсе взрывает его.
Неслучайно художник Марина Алимова в оформлении спектакля стремилась создать несколько болотистую атмосферу, в которой выделяться неприлично. Музыкальное оформление Руслана Родионова на первый взгляд очень лаконичное, но при этом остро характерное; есть в спектакле и живая музыка. Всё это складывается немного гротесковые картинки жизни.
На контрасте с обитателями городка выглядят в спектакле Мона и Григ. Это люди совсем из другого мира, они явились даже не из Бухареста, а с другой планеты. Ведь мир богатых и мир людей простых – это миры, совершенно не соприкасающиеся друг с другом. Но и тем, и другим хотя бы иногда нужно смотреть в небо, чтобы увидеть звёзды».
«Безымянная звезда» будет идти на сцене театра в двух равноценных составах. Так, в роли Марина Мирою зрители увидят Дмитрия Беседу и Романа Рощина, мадемуазель Куку исполняют заслуженная артистка России Оксана Бгавина и Татьяна Макарова. Грига по очереди будут играть заслуженный артист России Виталий Бгавини Дмитрий Гарнов, а начальника вокзала – Антон Блискунов и Андрей Зотов. Так что белгородским театралам будет интересно увидеть спектакль не один раз и сравнить образы героев пьесы в разном исполнении. В роли же главной героини «Безымянной звезды», красавицы Моны, выступает Вероника Васильева.
Следующие представления спектакля состоятся 10 и 11 декабря.
Наталья Почернина,
«БелПресса», 25 ноября 2016 г.
Во‑первых, она идеально раскладывается на труппу белгородского театра. Во‑вторых, в ней есть романтическая атмосфера, которой нам так сегодня не хватает. Мы смотрим себе под ноги и редко поднимаем голову, чтобы увидеть звёздное небо. Эффект звёздного неба, который мы с художницей Мариной Алимовой придумывали, был очень важен, чтобы поднять зрителей до космического уровня романтизма. Всё‑таки мы должны искать в жизни нечто чистое и светлое, не забывать о вечных вещах.
В‑третьих, «Безымянная звезда» оказалась очень актуальной! В последнее время мы, театральные люди, много говорим о цензуре… Так вот в этой пьесе как раз показана предельная зацензурированность жизни обитателей этого городка.
Цензурируют учителя астрономии Мирою, цензурируют учителя музыки Удрю… Сама атмосфера провинциальной жизни загоняет их в какие‑то рамки, делает несвободными. А это невыносимо для людей искусства, людей науки…
И ещё современность этой пьесы я вижу в том, что давно уже наблюдаю одно уродливое явление.
Не секрет, что молодые девочки стоят перед выбором: что же им в этой жизни нужно? И мечтают они часто не о любви, не о чём‑то настоящем и высоком, а об абсолютно бытовом комфорте – чтобы у них были шубки, брильянтики и, конечно, богатый господин, который всем этим обеспечивает. Героиня спектакля Мона выбрала именно этот путь, она с ним согласна.
И вдруг благодаря стечению обстоятельств она знакомится с провинциальным учителем астрономии Марином Мирою, увлекается им. Но у него ничего нет! Кроме его романтического служения своему делу, влюблённости в звёздное небо. Поэтому когда появляется её «папик» Григ, который считает Мону «роскошным животным» и согласен оплачивать любой её каприз, потому что удобно появляться в свете с красивой женщиной, она всё‑таки выбирает деньги.
Это выбор сегодняшнего дня, на мой взгляд, выбор очень трагический, хотя я прекрасно понимаю, что любовницы и содержанки у богатых мужчин были всегда.
Для меня очень интересны все образы этой пьесы. Та же мадемуазель Куку – женщина, которая очень хочет замуж, а выйти ей в городке не за кого. Она ловит свой последний шанс, но всё заканчивается ничем. В этом её трагедия. Учитель музыки Удря – это человек, который стремится сделать жизнь городка лучше, а людей – чище и светлее. Начальник вокзала – игрок… Да, мне кажется, все обитатели городка во что‑то играют! Потому что жизнь их однообразна, скучна. И сплетни, слухи, которые они разносят, служат им развлечением. Безумно дорогая книга, которую купил бедный учитель, это первое событие, которое будоражит жизнь городка. А уж появление девушки из вагона поезда, который никогда не останавливался на этой станции, и вовсе взрывает его.
Неслучайно художник Марина Алимова в оформлении спектакля стремилась создать несколько болотистую атмосферу, в которой выделяться неприлично. Музыкальное оформление Руслана Родионова на первый взгляд очень лаконичное, но при этом остро характерное; есть в спектакле и живая музыка. Всё это складывается немного гротесковые картинки жизни.
На контрасте с обитателями городка выглядят в спектакле Мона и Григ. Это люди совсем из другого мира, они явились даже не из Бухареста, а с другой планеты. Ведь мир богатых и мир людей простых – это миры, совершенно не соприкасающиеся друг с другом. Но и тем, и другим хотя бы иногда нужно смотреть в небо, чтобы увидеть звёзды».
«Безымянная звезда» будет идти на сцене театра в двух равноценных составах. Так, в роли Марина Мирою зрители увидят Дмитрия Беседу и Романа Рощина, мадемуазель Куку исполняют заслуженная артистка России Оксана Бгавина и Татьяна Макарова. Грига по очереди будут играть заслуженный артист России Виталий Бгавини Дмитрий Гарнов, а начальника вокзала – Антон Блискунов и Андрей Зотов. Так что белгородским театралам будет интересно увидеть спектакль не один раз и сравнить образы героев пьесы в разном исполнении. В роли же главной героини «Безымянной звезды», красавицы Моны, выступает Вероника Васильева.
Следующие представления спектакля состоятся 10 и 11 декабря.
Наталья Почернина,
«БелПресса», 25 ноября 2016 г.