Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова – один из старейших в стране. Основанный в 1750 году, театр с берегов Волги открыл свой 255-й сезон. На Щепкинском фестивале ярославцы уже не в первый раз. На нынешний они привезли свою недавнюю премьеру – спектакль «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского.
Своими впечатлениями об этой работе Ярославского театра поделился критик, заслуженный работник культуры РФ Николай Иванович Жегин:
- Пьеса «Бешеные деньги» сегодня одна, может быть, из самых актуальных пьес Островского, и воспринимается она зрителями не как классика, ушедшая в прошлое, а как спектакль очень современный. Едва ли не каждая реплика принимается на счет сегодняшнего дня. Фраза героя этой пьесы Василькова «Я из бюджета не выйду ни Боже мой» стала крылатой.
А как поставил этот спектакль известный, маститый театр? Московский режиссер Яшин - известный, опытный мастер. Оформляла спектакль художник Елена Качелаева. Я, кстати, особенно люблю этого замечательного мастера современной сценографии. Но мне показалось все-таки, что оба они очень увлеклись своими собственными художественными идеями. В спектакле слишком много помимо того, что происходит в самой пьесе. А пьеса необычайно богата содержанием. Кажется, только дай нам Бог вникнуть в то, что там происходит и что написано Александром Николаевичем Островским. Драматично, динамично развиваются события в семье Чебоксаровых, которые не знают, как выпутаться из возникшей ситуации. То приходит один благодетель, то они надеются на другого. И зритель ждет, что произойдет дальше. Мне показалось излишним то, что помимо сюжетной основы, которая нам сама по себе чрезвычайно интересна, появляются пять человек во фраках. Зритель начинает гадать: что это? Сон – не сон? Непонятно, что к чему, отвлекает наше внимание.
Николай Иванович продолжает:
- Мне понравилось, как исполняет роль Лидии Чебоксаровой молодая актриса Ирина Шейдулина. Очень трудная роль. Необходимо убедить зрителя в том, что именно в эту девушку влюбился не только Васильков, но и вся Москва сходит от нее с ума. Поэтому игра актрисы должна быть особенно убедительна. Безусловно, некоторые сцены Ирине Шейдулиной удались, на мой взгляд, очень хороши сцены обольщения Василькова. Лидии Чебоксаровой принадлежат слова: «Главное – не потерять в нашем положении чувство собственного достоинства». Но о каком же достоинстве можно говорить, когда весь спектакль в будуаре пятеро молодых людей носят ее на плечах? С ней обходятся, как с женщиной полусвета. Непонятно, чем так увлекся Васильков, который хочет иметь жену, чтобы с ней ни много, ни мало можно было появиться в высшем свете Петербурга, где он планирует устраивать свои коммерческие дела.
Я убежден, что зрителю в спектакле должно быть все понятно. Иначе он перестанет ходить в театр, к зрителю нужно относиться с огромным уважением. Придя в театр, он хочет все понимать. И мы обязаны не задавать ему таких вопросов, на которые он не находит ответа. Мы можем задать ему вопрос в первом действии, но в третьем обязательно должны ответить на него. А в ярославской постановке «Бешеные деньги» возникает много таких вопросов, что «повисают» в воздухе. Зритель выходит после спектакля и вместо того, чтобы рассуждать о содержании великой комедии Островского, недоумевает: а почему это было? А это?
Вот такое противоречивое впечатление возникает после спектакля, при том, что в нем задействованы большие мастера. Например, Владимир Солопов, исполнивший роль Кучумова. Но мне кажется, он чрезмерно увлекается разными деталями в роли, и из-за них мы забываем, а что, собственно, произошло. Мать Чебоксаровой очень хорошо играет прекрасная актриса Татьяна Иванова.