82-й сезон в БГАДТ имени М. Щепкина по традиции открылся премьерой – спектаклем по пьесе Максима Горького «Зыковы». За двенадцать лет сотрудничества это седьмая постановка народного артиста России, главного режиссёра ЦАТРА Бориса Морозова на белгородской сцене. Новая работа посвящена приближающемуся юбилею – 150-летию писателя.
«Чеховская» пьеса Горького
Пьесу «Зыковы», созданную в 1912 году, считают не самым совершенным творением Горького. Критики не ставят её в один ряд с «Вассой Железновой» или «На дне». Но театр сделал выбор, полагая,что белгородской публике это произведение классика будет интересно.
В горьковской пьесе заметно влияние Чехова: в расстановке действующих лиц, сюжетных ходах и даже репликах. И актерский состав в «Зыковых» почти тот же, что и в щепкинской постановке Марка Розовского «Дядя Ваня».
Спектакль оформили уже знакомые белгородцам художники из столицы – Андрей Климов и Анастасия Глебова.
Грядут потрясения
Неспешный ритм спектакля заставляет вспомнить о знаменитых мхатовских паузах. Перед зрителем разворачивается история семьи богатого лесопромышленника. В главной роли – народный артист России Виталий Стариков. Его персонаж, признаемся, с первых минут отталкивает и своими речами, и поступками. Для Антипы Зыкова жизнь – «кулачный бой». Единственного сына, слабого, больного, он считает никчёмным человеком. «Деловые» отцы и «никудышные» дети – излюбленный конфликт в драматургии Горького. Его волнует проблема распада семьи, угасания рода.
Илья Васильев в роли Михаила вполне достоверен. Но когда Зыков-младший декламирует «Песню о Буревестнике», введённую режиссёром в спектакль, хочется возразить: с чего бы это «усталому», декадентствующему юноше призывать на свою голову бурю?!
Сестра Антипы в исполнении Вероники Васильевой – «женщина с умом и характером». Через все испытания жизни в глухом уездном городке она проходит достойно, вызывая уважение. Именно Софье Горький доверил озвучить судьбоносное: «Работать надо». Хотя это уже было – у того же Чехова, к примеру. Веронике Васильевой можно посочувствовать: из спектакля в спектакль ей приходится, к сожалению, утверждать «правду образа» на сцене с помощью сигареты.
Молодой актрисе Валерии Ерошенко досталась непростая роль Павлы. Бывшая послушница монастыря без устали призывает всех «любить друг друга», «жить в тихом мире». Но именно с её появлением в дом Зыковых входит беда.
Жизненная философия матери Павлы незамысловата: «свой целковый – родного брата дороже». Образ мещанки Целованьевой, созданный Надеждой Пахоменко, – поклон Александру Островскому.
Лесничий Муратов Дмитрия Гарнова чем-то напоминает его доктора Астрова в «Дяде Ване», но только растерявшего своё обаяние.
Все персонажи несчастливы, неприкаянны, «без руля и без ветрил». И лишь компаньон Зыкова, иностранец Хеверн, которого, шаржируя, играет Игорь Ткачёв, чётко определил свою главную цель – капитал в сто тысяч.
Самое яркое впечатление от постановки – голос великого Шаляпина. Звучащие в его исполнении романсы «На воздушном океане», «Очи чёрные», «Сомнение», куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» – ключ к происходящему на сцене.
«Зыковы» – бытовая, психологическая пьеса, появившаяся в тревожное для России время между двумя революциями, незадолго до Первой мировой войны. Режиссёр ставит частную историю семьи в контекст эпохи. Это придает постановке эпическое звучание. Нарастающий гул толпы, игра света, кроваво-огненные всполохи в финале вызывают тревожное ощущение надвигающейся катастрофы.
Спектакль пронизан предчувствием грядущих потрясений – последствия мы ощущаем до сих пор.