Корреспондент «Вечернего Ставрополя» побывал на VII Всероссийском театральном фестивале «Актеры России – Михаилу Щепкину». Казалось бы, что делать ставропольскому журналисту в Белгороде и зачем читателям «ВС» знать о том, почему в середине октября в драматическом театре этого города все спектакли шли с аншлагом? Вопрос резонный, но мне не потребуется мучительно искать на него ответ. К тому же в Белгороде я в который раз убедилась, как тесен этот мир!..
В гости к Михаилу Щепкину
Золотая осень окутала Белгород атмосферой театральных юбилеев и круглых дат. 220 лет назад родился великий русский актер Михаил Щепкин. 110 лет исполнилось с момента основания Московского художественного театра. И конечно же, - 20 лет фестивалю «Актеры России - Михаилу Щепкину», учрежденному Федеральным агентством по культуре и кинематографии, правительством Белгородской области, Союзом театральных деятелей РФ при личной поддержке губернатора Белгородской области. В том, что фестиваль существует и вовлекает в свою орбиту всё новые и новые коллективы, огромная заслуга художественного руководителя Белгородского академического драматического театра имени М. Щепкина Виталия Слободчука.
За эти два десятилетия на белгородской сцене выступали ведущие российские театры, в том числе Московский театр сатиры, театры имени Е. Вахтангова и Моссовета, Александринский из Санкт-Петербурга и БДТ имени Г. Товстоногова. Свои лучшие спектакли сюда привозили старейшие театры Ярославля, Тамбова, Ульяновска, Пензы, Новосибирска, Иркутска, Орла и других городов России и ближнего зарубежья. Нынешний фестиваль открылся спектаклем МХАТа имени М. Горького «Васса Железнова» с народной артисткой СССР Татьяной Дорониной в главной роли.
И хотя он не носил «соревновательного» характера, за режиссерскими и актерскими работами пристально следил экспертный совет, в состав которого вошли такие уважаемые театральные критики, как Н. Жегин, Н. Старосельская, О. Пивоваров, В. Подгородинский, А. Кузнецова, К. Щербаков, О. Сенаторова, А. Ефремова, В. Федорова. Кроме того, фестивальные спектакли дотошно «исследовали» участники международного семинара театральных критиков под руководством Натальи Давидовны Старосельской. Считаю, что мне здорово повезло попасть в число «семинаристов» и окунуться в бурлящий котел многочасовых обсуждений, споров, детального анализа и гипотетических догадок на тему: «Что же всё-таки хотел сказать режиссер?..».
Афиша VII фестиваля преимущественно была «классической». Белгородцы представили премьеру нового сезона – спектакль «Завороженное семейство» по пьесе Л. Толстого в постановке главного режиссера Центрального академического театра Российской Армии Б. Морозова. Калужский областной драматический театр показал неувядаемую комедию Н. Гоголя «Ревизор». «Любовь и разочарования молодого человека» по «Обыкновенной истории» И. Гончарова привез на фестиваль коллектив Тамбовского государственного драмтеатра. Республиканский театр белорусской драматургии представил спектакль по мотивам чеховских произведений в неожиданном жанре пластической драмы. Традиционный участник Щепкинского фестиваля, театр Российской Армии, приготовил зрителям еще одну встречу с классикой — пьесу А. Островского «Волки и овцы». Ульяновцы же «замахнулись на Вильяма нашего Шекспира» и показали трагедию «Король Лир» в постановке народного артиста РФ Юрия Копылова.
Каждый фестиваль обладает своей атмосферой, ожиданием яркой вспышки — спектакля, который надолго оставит в памяти новизну ощущения от встречи с неординарным явлением. Для меня таким явлением стала постановка по пьесе Т. Уильямса «Весенняя гроза», которую осуществил на сцене Белгородского академического драматического театра имени М. Щепкина московский режиссер Александр Огарев. В ней всё: актерская игра, декорации, вместе с которыми гармонично существует компьютерная графика, музыкальное и звуковое оформление, - эмоционально заряжает зрителей живой энергетикой действия. Это очень позитивный, творческий заряд. Не случайно зрители по нескольку раз ходят на «Весеннюю грозу». Кстати, это первая постановка пьесы в Европе, и увидеть ее можно только в Белгороде.
"Наш" народный артист в белгородском театре
Ставропольский театр, к сожалению, не принимал участия в фестивале «Актеры России — Михаилу Щепкину», однако вдали от дома мне всё же удалось испытать гордость за своих земляков. Дело в том, что в Белгородском государственном академическом драмтеатре служит народный артист РФ Виталий Стариков, который родился в Железноводске.
Виталий Алексеевич рассказал, что путь в профессию для него начался еще в школьные годы, с железноводской театральной студии, которой руководила Галина Николаевна Касьянова.
- Это уникальный человек, - говорит Виталий Стариков. - Она всю жизнь работала в Домах культуры, в Доме пионеров. Человек 40 или 50 из числа ее воспитанников стали профессиональными артистами. Мы ставили спектакли и играли их по санаториям. За это студии перечисляли какие-то копейки, и на эти деньги Галина Николаевна на зимних каникулах возила нас в Москву и Ленинград и водила по театрам. В 6-м классе я тоже попал в Москву. Мы жили у родной тетки Галины Николаевны, каким-то чудом размещались на ночлег в небольшой квартире. Нам выпало счастье увидеть на сцене МХАТа Аллу Константиновну Тарасову. Причем это был один из премьерных спектаклей. Как Галине Николаевне удалось нас провести на него, я не знаю. Обычно она приходила к администратору, лила слезы и говорила: «Представляете, эти дети из провинции, для них это первая и, может быть, последняя возможность что-то увидеть». Её слез никто не выдерживал, и нас пропускали.
После окончания 10-го класса Виталий Стариков поступил в Саратовское театральное училище. Ему пришлось самостоятельно «побеждать» свой типичный южный говор: ежедневно по нескольку часов он читал... орфографический словарь, предварительно проставив ударения и написав транскрипцию слов. Сегодня Виталий Алексеевич с большой благодарностью и уважением вспоминает своих педагогов. И, в первую очередь, преподавателя сценической речи актрису С. Лавринович. Позже, когда он параллельно с игрой в театре работал на белгородском радио, а потом три года на ростовском телевидении, опыт весьма пригодился. В институте центрального телевидения Виталий Стариков обучался дикторскому мастерству у Игоря Кириллова, Евгения Кочергина, Анны Шатиловой, Веры Шебеко, у автора уникального словаря для работников радио и телевидения Флоры Агеенко. На Белгородском телевидении В. Стариков вот уже 13 лет ведет авторскую православную программу «Путь, Истина и Жизнь», а на радио - еженедельную программу «Православный вестник».
В театре Виталий Стариков востребован так плотно, что ему можно позавидовать. Одно только перечисление сыгранных им ролей достойно аплодисментов. Нынешний сезон начался с главной роли в премьерном спектакле «Завороженное семейство».
- Работы у меня много, - говорит Виталий Стариков. - Следующая будет в пьесе Н. Гоголя «Женитьба». Ставит главный режиссер Московского областного театра имени А. Островского Валентин Варецкий. Он видит меня в роли Кочкарева. Я ему доверяю. Он мастер комедии, с потрясающим чувством юмора. Поставил в нашем театре «За двумя зайцами» и «Хануму». Казалось бы, беспроигрышные комедии, на все случаи жизни. Но поставлены настолько чисто, хорошо, а главное - умно. Я терпеть не могу КВН в театре. Считаю, это предательством профессии. Для меня театр, это то место, где актер может быть самим собой...
Город контактных композиций и приятных встреч
Белгород можно ехать не только за театральными впечатлениями. В ясную солнечную погоду с высоты Харьковской горы открывается потрясающая панорама, и ты видишь, что город действительно белый. Над позолоченными кронами деревьев стройными башнями поднимаются новостройки. Чувствуется, что власти Белгорода много делают для того, чтобы горожанам жилось комфортно, а заодно было чем удивить приезжих. Здесь, особенно в центре, много скверов, с фонтанами и яркими цветочными композициями.
Памятники в Белгороде — это особая тема. Кстати, приехав сюда, на Вокзальной площади вы увидите бронзовую фигуру нашего земляка генерала И.Р. Апанасенко, он погиб при освобождении Белгорода от фашистов. Понятно что, как в любом российском городе, здесь превалируют скульптурные изображения выдающихся военачальников, исторических деятелей и уважаемых земляков. Но с недавнего времени и современность нашла отражение в скульптуре. Вот, к примеру, в центре одной из дорожных развязок установлен памятник честному гаишнику. Возле торгового центра на Народном бульваре — аналогичным образом увековечены простые российские челночники. Неподалеку от них недавно открыли памятник учительнице. Есть в Белгороде и бронзовая скульптура дворника с котом. Авторы намеренно делают композиции «контактными»: можно присесть в театральном сквере на лавочку возле бабульки, застывшей с вязанием в руках, или за парту рядом с учеником. Нет отбоя от желающих сфотографироваться с бронзовой девочкой, пускающей мыльные пузыри. Одним словом, приятно, что в городе заботятся о том, чтобы его облик был не просто эстетичным, но и запоминающимся.