Пресса
2014-09-13 16:08

Режиссер Валерий Белякович: «Это спектакль о нашей жизни, в которой все мы куклы — и кукловоды тоже»

С 17 по 21 сентября в Сыктывкаре пройдут гастроли Белгородского драматического театра имени Щепкина. Дважды — 18 и 19 сентября - труппа покажет на сцене сыктывкарского театра драмы имени Виктора Савина спектакль «Куклы», поставленный известным театральным режиссером, художественным руководителем московского Театра на Юго-Западе, народным артистом России Валерием Беляковичем.

«Куклы» - трагифарс, написанный режиссером по мотивам малоизвестной пьесы Хасинто Грау, вариант интерпретации древнего мифа о Пигмалионе. Современное переложение старой истории, впечатляющие сценография и хореография, эффектные костюмы — все это вместе делает спектакль, впервые поставленный режиссером в 2004 году, интересным для зрителей до сих пор. Валерий Белякович в небольшом интервью БНК рассказал о спектакле, его значении в своей жизни, труппе Белгородского театра и родственных связях с Коми.
- Пьесу «Куклы» вы ставили неоднократно: в Театре на Юго-Западе, в театре имени Станиславского, в Нижнем Новгороде и Белгороде. Чем она заслужила такой Ваш интерес?

- У меня есть удачные постановки, за которые не стыдно и которые достойны того, чтобы оказаться в репертуаре любого хорошего театра. Что касается «Кукол», то ее ставил и мой ученик — я профессор ГИТИСа — в Калининграде. Так что у нее интересная биография.

- Пишут, что именно «Куклы» имеют для вас особенное значение, критики даже называют этот спектакль вашим манифестом.

- На шкале моих спектаклей — а я их уже поставил около двухсот — «Куклы» занимают итоговое место, как и «Мольер» с Виктором Авиловым, как «Гамлет» с ним же, «Мастер и Маргарита», «На дне» и «Женитьба» по Гоголю — первый спектакль Театра на Юго-Западе, поставленный 40 лет назад, когда театр был еще только студией. Это вехи моего творчества, а между ними тоже все хорошие вещи, но есть какие-то спектакли-ориентиры творчества. «Куклы» в Театре на Юго-Западе я поставил после смерти Виктора Авилова, он даже должен был играть главную роль, но жизнь рассудила иначе. В то время у театра был кризис — они вообще у театров постоянно возникают, и благодаря этой пьесе его удалось осознать и пойти дальше. Эта пьеса о нашей жизни, потому что мы все куклы — и кукловоды тоже, и самое главное - это понять и осознать, суметь подняться над суетой.

- Вы рассказывали, что случайно нашли пьесу Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион» и сами ее доработали.

- Да, это не очень известная пьеса начала ХХ века. Однажды была презентация писем Оскара Уайльда в Библиотеке иностранной литературы в Москве, я там их читал, и в благодарность мне подарили целую папку пьес, сказали: мало ли что интересное найдешь. А я всегда думаю об актерах, подбираю репертуар, и пьеса Хасинто Грау показалась мне интересной: людей-то мы сыграем, а как сыграть кукол? Вообще, «Куклы» — это произведение по мотивам Грау, от оригинала очень отличается, я многое переписал. Осталось только самое существо, интрига: есть некий человек, он создал кукольный театр, и вот эти куклы начали бунтовать. Сюжет автора начала прошлого века немножко приближен к нашему времени.

- Неоднократные постановки «Кукол» дают возможность оценить, какому коллективу удалось лучше воплотить режиссерский замысел?

- Этого сделать невозможно, потому как все спектакли, которые я повторял, — они все равно несравнимы, потому что есть человеческий фактор и присутствие определенного артиста на сцене. Сравнивать их нельзя, это бестактно и пошло — каждый спектакль дорог и интересен по-своему, каждый состав — это уже другой спектакль.

- Вы неоднократно работали с труппой театра имени Щепкина. Что это за театр?

- После «Кукол» я поставил с ними и «На дне», и «Гамлета», и «Мирандолину». С первого спектакля мы друг в друга влюбились, и он стал этапным не только для меня, но и для этого театра. Белгородский драматический театр имени Щепкина я считаю одним из лучших театров в России, и это во много благодаря их директору Виктору Ивановичу Слободчуку — он собиратель труппы, он отец театра, им создана удивительная творческая атмосфера. Здорово, что вы пригласили Белгородский театр на гастроли, замечательно, что люди могут обмениваться опытом.

- До сих пор принято сравнивать столичный и провинциальный театр, причем не в пользу последнего. Как Вы, режиссер, который работает не только в Москве, оцениваете уровень так называемого провинциального театра?

- Я не так много езжу по России, я работаю в Нижнем Новгороде, Белгороде и Пензе. Там мои театры, которые я курирую и где ставлю спектакли. Я вижу, что они по составу и качеству мало уступают московским театрам, потому что в Москве своя проблема: здесь звезда на звезде сидит и со звездою говорит. У всех корона на голове, часто незаслуженная, картонная. Для части московских актеров самое главное — мелькнуть, побежать сниматься, срубить бабло, сериалы эти бесконечные. Здесь о театре меньше думают, чем в театрах — не люблю слово «провинциальных» — российских, там театр — это главное, там его больше, чем в Москве.

- Вашу постановку «Кукол» можно назвать экспериментальной? Судя по сценографии и костюмам, это не традиционный классический театр.

- Нет, я не такой уж экспериментатор. В «Куклах» все можно понять, там есть музыка, танцы, страсть, потому что я сам страстный человек, и, по-моему, это чувствуется в моих постановках. Если у вас в городе такого еще не было, тогда вам нужно как-нибудь извернуться и договориться, чтобы в Сыктывкар приехал Театр на Юго-Западе с «Мастером и Маргаритой» и другими нашими спектаклями. Это и нам было бы интересно. Тем более что у меня с вашей землей связано много моментов: родственники по материнской линии работали в Сыктывкаре и Инте. «Инта-3» — для меня не пустой звук, моя тетка там работала, даже пострадала в аварии. Я понимаю, что Коми — это благородная земля, и там работают настоящие труженики.

- Вы отслеживаете судьбу своих спектаклей?

- Нет, я даже спектакли своего театра не смотрю, иначе я с ума сойду — у нас очень большой репертуар, почти 40 спектаклей. Плюс огромная занятость: только недавно я сделал две постановки в Театре на Юго-Западе и через 10 дней иду работать во МХАТ имени Горького к Татьяне Дорониной. С этого года я еще художественный руководитель драматического театра в Токио, тоже туда надо лететь и делать план. Скоро сессия моего актерско-режиссерского курса. Не знаю, как все успеваю, я, по-моему, какой-то фантом.

ИА "БНК" (Республика Коми)
13 сентября 2014 г.
2014