Дверь между прошлым и будущим (А. Эйкбурн. «Дверь в смежную комнату»)
Нынешний сезон в Белгородском академическом драматическом театре имени М.С.Щепкина начался творчески необычайно активно и в чём-то неожиданно. Давно уже щепкинцы не были так щедры к своим зрителям, предложив их вниманию сразу четыре новых спектакля («Портрет», «Ночь на светлой улице», «Дверь в смежную комнату», «Одноклассники») плюс изысканное театрализованное представление «Есть музыка в стихах», в котором высокая поэзия и романсовая лирика так органично сплелись в единый благоуханный венок русского романтизма.
Но неожиданность в данном случае - не только в количестве премьер (хотя каждую очередную работу белгородская театральная общественность ждёт с особыми чувствами), а ещё и в том, что все четыре новых спектакля поставлены по произведениям современных авторов. Естественно, это не значит, что театр, который носит имя Щепкина - гениального актёра, педагога и основоположника реализма на русской сцене, - откажется теперь от классики. Впереди нас ждут встречи с такими шедеврами, как «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя, «На дне» М.Горького…
В постоянном поиске
Руководство театра проявляет особый интерес не столько к пьесам разрекламированным, имеющим широкую прокатную судьбу на российской сцене, столько к тем, которые мало или совсем неизвестны публике. То есть театр находится в постоянном поиске.
К примеру, первыми в мире белгородские зрители познакомились с «Весенней грозой» - ранней пьесой одного из самых интереснейших драматургов ХХ века Теннесси Уильямса в постановке московского режиссёра Александра Огарёва. Да-да, именно в мире. Ведь «Весенняя гроза» прежде никогда не шла не только в Европе, но и на родине автора в США или близлежащей Канаде.
Настоящим откровением для многих стала и другая работа столичного мэтра Валерия Беляковича - «Куклы» по роману испанского писателя Хасито Грау. Сидящих в зале захватывает и необычная для нас художественная эстетика режиссёра, и сам сюжет, когда почти до самых последних минут никто не знает, какой неожиданный финал их ждёт.
Вот и новый спектакль щепкинцев «Дверь в смежную комнату» по пьесе английского автора Алана Эйкбурна прошёл на нашей сцене всего лишь несколько раз, но уже успел вызвать настоящий ажиотаж среди белгородских театралов. Билеты раскуплены вперёд чуть не до новогодних праздников. И неудивительно, ведь пьеса одного из самых известных и титулованных современных драматургов Британии идёт в России пока лишь в одном из столичных театров. То есть даже большинство московских театралов не имеют представления о сюжете пьесы «Дверь в смежную комнату». Для белгородцев же этот сценический материал и вовсе - «терра инкогнито».
Лица не общим выраженьем
Тем более что руководство театра доверило поставить эту пьесу не столичному мастеру, а молодому белгородскому режиссёру Игорю Ткачёву, который давно стал любимцем нашей публики как актёр. И не только нашей, и не только публики, но и самых взыскательных критиков и деятелей искусства.
Первым из белгородцев Игорь стал лауреатом престижнейшей российской премии «Хрустальная роза Виктора Розова», дипломантом многих республиканских и Международных фестивалей.
Достаточно вспомнить его доброго, но такого слабохарактерного, раздавленного нравами «тёмного царства» Тихона из «Грозы» А.Островского, пылкого Чацкого из «Горе от ума» А.Грибоедова, обаятельного авантюриста Голохвастова из пьесы В.Старицкого «За двумя зайцами», циничного Анатолия Венеровского из «Заворожённого семейства» Л.Толстого… Какой интересный, разный он в каждой роли!
Но и в режиссёрских работах (после актёрского факультета Воронежского института искусств Игорь Ткачёв закончил режиссёрский курс народного артиста СССР Владимира Андреева в ГИТИСе) он старается не повторять себя как постановщик. Разве можно, например, сравнить «Соловьиную ночь» и «Очень простую историю», которая идёт на щепкинской сцене не один год, но по-прежнему вызывает повышенный интерес публики. А как любит его сказки детская аудитория! Наверное, потому, что он старается не просто режиссёрски «проиллюстрировать» сюжет известной или неизвестной пьесы, а найти какую-то свою «изюминку», создать особую актёрскую ансамблевость в спектакле. Ведь когда приходишь в театр, всегда чувствуется, в каком творческом настроении находятся артисты на сцене. Как сказал один мой знакомый критик из Москвы: «Одно дело, когда есть актёрский кураж, и совсем другое, когда исполнители просто добросовестно выполняют поставленную режиссёром задачу».
Актёрские метаморфозы
Мне кажется, в спектакле «Дверь в смежную комнату» куража хоть отбавляй. В последние годы так уж складывается, что народной артистке России Марии Русаковой предлагают в основном возрастные роли серьёзных героинь, с которыми она прекрасно справляется. В постановке Игоря Ткачёва она тоже не изображает молодящуюся леди. Но сколько же в её Руэлле (второй жене бизнесмена Риса) юмора, лёгкости, какой-то особой искромётности и в то же время, мудрости. Кажется, что актриса просто купается в предложенном ей материале.
Удивляет и исполнительница роли девушки по вызову Куколки (Фебы) - актриса Эвелина Ткачёва. Зритель привык видеть её в ролях роковых красавиц или взбалмошных, нагловатых девиц. Здесь же она будто проживает на наших глазах сразу несколько жизней. Вернее, не будто, а именно проживает, поскольку это для сидящих в зале происходящее на сцене - всего лишь миг между прошлым и будущим (спрессованный в несколько десятилетий), а для Фебы - шанс изменить и себя, и свою судьбу, путешествуя во времени. И она действительно меняется. Из вульгарной, беззаботной «ночной бабочки» сначала «превращается» в перепуганную, но решительную (правда, не очень умную) девушку, готовую к добрым порывам чисто интуитивно, а не нравственно. Но чем дольше общается она с Руэллой, тем зримее для нас пробуждение её души. В конце же спектакля, никто уже не сомневается, что если бы Феба не оказалась брошенной в приюте, а выросла, окружённая родительской любовью, домашним уютом и заботой, непременно бы стала хорошей женой и доброй матерью, каковой мы и видим её в финале.
В последней сцене ни о какой Куколке уже не может быть и речи. Перед нами - не легкомысленная девица с пустой душой, а зрелая женщина, чьё сердце переполнено любовью и благодарностью.
А как интересно задумано первое явление бизнесмена Риса (артист Дмитрий Евграфов), которому по пьесе 70 лет. Возраст, безусловно, более чем солидный, но всё-таки не настолько, чтобы мужчина еле держался на ногах и выглядел лет на 90, а то и старше. Поначалу даже кажется, что гримёры переусердствовали. Однако, слушая его исповедь об убийстве двух жён, которых он искренне любил, но ради денег пошёл на преступление, понимаешь, что усердие гримёров здесь вовсе ни при чём. Рис превратился в дряхлую развалину, потому что уже не может молчать и жить с чувством вины, которая разъедает его словно ржавчина. Надо хоть перед кем-то выговориться. Но перед человеком своего круга - всё-таки стыдно. Для того и пригласил он в свои апартаменты девушку по вызову, вручив ей письменное признание. Другое дело - его компаньон Джулиан (заслуженный артист России Виталий Бгавин), который собственноручно и убил обеих несчастных женщин. Его раскаяния ничуть не мучают. Больше того, узнав, что Феба посвящена в зловещую тайну, с лёгкостью готов пойти на очередное убийство. Именно от него в испуге прячется за дверью в смежную комнату приглашённая жрица любви.
Прячется и неведомым образом попадает из 2014 года в год 1994-й, в тот же самый номер, где и знакомится с Руэллой, спасая её от предстоящей гибели. Ну а та, в свою очередь, тем же неведомым образом переносится опять в тот же самый номер, только ещё на 20 лет назад и открывает глаза первой жене Риса - юной Джессике (актрисе Татьяне Макаровой) на предстоящие козни Джулиана.
Спешите делать добро
На первый взгляд достаточно простую, но по-своему интересную, образную сценографию придумала и художник-постановщик спектакля Ольга Сидорина. Одно десятилетие меняет другое, но незыблемы порядки в старых английских отелях. Даже интерьер в одном и том же номере остаётся прежним, за исключением картин на стенах. Они словно напоминают нам, что у каждого поколения свои пристрастия в искусстве, и что мы, оставаясь в одном и том же месте, всё-таки перемещаемся в жизненном пространстве. Кружится сцена, и зрители словно попадают в водоворот времени, который поди знай, куда вынесет и какую ещё неожиданность преподнесёт нам для размышлений. Ведь пьеса Алана Эйкбурна «Дверь в смежную комнату» далеко не так легкомысленна, как может показаться поначалу. Даже при том, что сам автор определил её жанр как комедийный триллер. Как относиться к такому определению? Да как фантазия подскажет. Кто-то, посмотрев новую работу щепкинцев, воспримет её как захватывающую фантасмагорическую историю, кто-то - как мелодраму, где так много светлого и смешного, а кто-то - и вовсе как мудрую сказку, где добро всегда борется со злом, но, несмотря на все происки злодеев, главных героев обязательно ждёт счастливая развязка невероятно запутанных отношений.
Впрочем, к чему гадать. Известно ведь, сколько зрителей, столько и мнений. И уж гораздо разумней один раз увидеть, нежели сто - услышать. Так что постарайтесь сами посмотреть этот спектакль (скучно никому не будет) и помните, что дверь в смежную комнату может хоть в чём-то изменить и вашу судьбу. А главное, спешите, спешите делать добро.
Ольга ИСТОМИНА. Газета "Белгородские известия", 16.11.2012 г.