Белгородская версия этого спектакля очень понравилась автору пьесы Юрию Полякову.
В последние годы в репертуарной афише Белгородского академического драматического театра имени М.С.Щепкина всё чаще стали появляться пьесы современных авторов. И не только российских, западных, но и тех, кто живёт в ближнем зарубежье. Например, драматург из Одессы Александр Мордань. С ним у щепкинцев сложились особые творческие отношения. Несколько лет назад на белгородской сцене состоялась премьера его комедии «Кошки-мышки», которая, к слову, и сегодня остаётся востребованной зрителем. А в новом театральном году театр предложил нашему вниманию ещё один премьерный спектакль - «Ночь на светлой улице», - также поставленный по пьесе Александра Морданя. Будем надеяться, что творческое сотрудничество с ним на этом не прервётся. Как не прервётся оно теперь и с известным писателем, лауреатом всероссийских премий имени Гоголя и Бунина, главным редактором «Литературной газеты», членом Президентского совета по культуре Юрием Поляковым, чьи произведения с успехом идут и на московских сценах, и в театрах от Калининграда до Владивостока. В том числе и в Белгородской драме, которая, впервые обратившись к творчеству Юрия Полякова, открыла нынешний сезон его пьесой «Одноклассники».
От Москвы до самых до окраин
Пока эта постановка прошла на щепкинской сцене всего два или три раза. И можно представить, как волнуются актёры, выходя к зрителю. Ведь самые первые спектакли, как бы скрупулёзно они ни были отрепетированы, всегда играются на особом нерве. Тем более, если в зале присутствует автор произведения, который знает его досконально. А Юрий Поляков вырвался в Белгород всего на один день сразу после возвращения из Испании, чтобы посмотреть версию «Одноклассников» в нашем театре, поскольку сам признался, что всегда радуется, когда пьесу берут в репертуар того или иного театра.
- Юрий Михайлович, каково ваше впечатление от «Одноклассников» в Белгородской драме? И вообще, как вы - поэт и писатель, автор ставших в своё время сенсационными повестей «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа» и других, - «вляпались», если можно так выразиться, в драматургию - не самый популярный на тот момент жанр?
- К драматургическим опытам я пристрастился очень давно. Но сначала писал только инсценировки своих произведений. Московский театр «Табакерка», отметивший недавно свой 20-летний юбилей, начинался пьесой «Кресло», поставленной по моей повести «ЧП районного масштаба». Много лет не сходит с репертуарной афиши театра Сатиры спектакль, выросший из другого моего произведения - «Козлёнок в молоке». А оригинальные пьесы я начал писать в конце 90-х годов, можно сказать, от отчаяния. Мы с женой Натальей всегда любили ходить в театр. И когда уже ушли из жизни многие великие режиссёры, актёры и художники, державшие определённую творчески-нравственную планку в театральном мире, мы по-прежнему старались не пропускать ни одного нового спектакля. Но, к сожалению, эти походы всё чаще вызывали откровенное недоумение, а то и просто шок. Нам предлагались переводные и по-своему смешные, но настолько пустые комедии, что начисто забывались сразу после спектакля. Или зрители видели на сценах неизменные мусорные баки и в каждом - по герою, который рассуждал о смысле жизни и почему-то непременно о проституции, алкоголизме, наркотиках, а всё заканчивалось свальным грехом. Я уж не говорю о перелицовке классики, где, скажем, проблемы чеховских героев возникали оттого, что женщины оказывались лесбиянками, а мужчины - людьми нетрадиционной сексуальной ориентации. Я ничуть не иронизирую, а всего лишь пересказываю фрагменты столичной театральной жизни 90-х годов. И не только столичной. В провинции, особенно в больших городах, хватало своих «откровений». Конечно, хорошие постановки тоже появлялись, но нравственно-художественного уродства было гораздо больше.
А когда мы со Станиславом Говорухиным работали над фильмом «Ворошиловский стрелок» (где я выступал соавтором сценария), исполнитель главной роли Михаил Ульянов (тогда художественный руководитель прославленного театра имени Е.Вахтангова) попросил нас написать «нормальную» современную пьесу для его театра - без чернухи, порнухи и нецензурщины. Такую, чтоб её не стыдно было смотреть всей семьёй.
И мы такую пьесу написали. Называлась она «Смотрины». Но Михаил Александрович почему-то посчитал её очень острой. Зато этой пьесой заинтересовалась Татьяна Доронина и взяла её для постановки во МХАТ имени М.Горького, где «Смотрины» идут то ли 12-й,
то ли 13-й сезон. Ещё одну мою работу «Халам-Бунду» (или «Заложники любви») взял Вячеслав Шалевич в театр имени Рубена Симонова, где она тоже пользуется интересом зрителей не один год.
- Юрий Михайлович, а как же всё-таки ваши «Одноклассники» попали на сцену белгородского театра?
- С «Одноклассниками» ситуация случилась, можно сказать, неожиданная. Обычно премьеры моих пьес проходят в первую очередь в Москве. А здесь отдаю «Одноклассников» в один столичный театр, в другой - и всюду слышу вежливый отказ: мол, мы поставим вашу пьесу, но может, года через три-четыре. А то и ещё резче. Помню, я показал её директору «Ленкома», и он схватился за неё, что называется, руками и ногами. Понятно, почему. Ведь он обрадовался, что появилась хоть какая-то возможность занять Николая Караченцова в главной роли инвалида-афганца Ивана Костромитина. Москва бы ломилась на этот спектакль, чтоб увидеть на сцене, пусть бессловесного, прикованного к инвалидному креслу, но такого любимого и незабываемого артиста. Однако Марк Анатольевич Захаров, прочитав предложенный драматургический материал, сказал, что эта пьеса чужда театру идеологически, и ставить он её никогда не будет.
Тогда я и начал предлагать «Одноклассников» в разные театры страны, где их охотно брали в репертуар. Но через какое-то время всё же решил показать эту пьесу народному артисту России, главному режиссёру Центрального театра Российской армии Борису Морозову. Если честно, ни на что при этом не надеясь. А Борис Афанасьевич прочёл «Одноклассников» за ночь и уже в восемь утра позвонил мне: «Никому в Москве не отдавай эту пьесу. Я изменю все свои планы, всё отложу, а «Одноклассников» обязательно поставлю».
Другие герои
Борис Морозов не просто поставил «Одноклассников», но и привёз спектакль в Белгород на последний щепкинский фестиваль, удивив тем самым многих своих поклонников. Ведь уже несколько десятилетий он не обращался к произведениям современных драматургов ни в своём театре, ни в нашей академической драме, которой он подарил столько блистательных спектаклей, что белгородцы давно считают его своим режиссёром.
Так чем же заинтересовали Бориса Морозова «Одноклассники»? Может быть тем, что пьеса имеет определённую перекличку с «Традиционным сбором» Виктора Розова, который так умел чувствовать болевой нерв поколения шестидесятников-семидесятников? Каждый спектакль, поставленный по его произведению в «Современнике», становился событием для всей страны.
Однако в «Одноклассниках» мы попадаем совсем в другое время и встречаемся с абсолютно другими героями. Ещё лет двадцать назад и помыслить было невозможно, что на сцене, тем более - белгородской, появятся такие персонажи, как олигарх (Дмитрий Гарнов), дама «лёгкого поведения», готовая ради денег на всё (Эвелина Ткачёва), мудрый священник (Дмитрий Евграфов), неудачливый журналист-эмигрант (Игорь Нарожний), бомж, обладавший некогда поэтическим талантом (Андрей Зотов)… И у каждого, что называется, свой «скелет в шкафу». Даже «образцово-показательной» учительнице (заслуженной артистке России Оксане Бгавиной) есть что скрывать.
Похоже, лишь прикованному к инвалидному креслу герою-афганцу Ивану Костромитину (Михаилу Новичихину) и его матери (народной артистке России Марине Рукаковой) не в чем каяться. Для собравшихся на «традиционный сбор» одноклассников они по-прежнему остаются неким нравственным ориентиром. Возможно, вся эта пёстрая и такая, казалось бы, несовместимая компания собралась на юбилей друга юности только для того, чтобы выговориться, распахнув душу и совесть, чтобы хотя бы попробовать жить нравственно чище и добрее.
Белгородская версия
Новая работа «армейцев» так захватила белгородскую публику на щепкинском фестивале, что зрители обратились к руководству нашего театра с просьбой перенести эту пьесу в постановке Бориса Морозова на белгородскую сцену. Борис Афанасьевич до сих пор никогда не повторял один и тот же спектакль в разных театрах. А в данном случае неожиданно согласился. Но принципу своему всё-таки не изменил. Он не просто повторил «Одноклассников», а создал в чём-то другой спектакль.
- Мне было очень интересно смотреть белгородскую постановку, хотя я, как вы понимаете, знал каждое слово героя, поворот сюжета и всё же воспринимал спектакль так, будто видел в первый раз. Кстати, как я говорил, эта пьеса идёт во многих театрах страны, и иногда в чём-то сильно отличается от оригинала. Не текстуально, конечно, а по режиссёрскому решению. Одному постановщику важнее социальная острота, другому - мелодраматичность, третьему - лирическая тема, - рассказывает Юрий Поляков.
И неудивительно, ведь в «Одноклассниках», несмотря на всю драматичность пьесы, есть не только лирика, но и много комических, даже фарсовых моментов. И Борис Морозов очень чутко всё это почувствовал как режиссёр и дал почувствовать зрителям и в Москве, и в Белгороде.
- Мне понравились ваши артисты и та ансамблевость, которая царит на сцене, - говорит Юрий Поляков. - А ещё я в восторге от Белгородского драматического театра, о котором слышал так много хорошего, и от самого города, который поразил меня чистотой, ухоженностью, учреждениями культуры (художественным музеем, музеем-диорамой «Огненная дуга»…), в которых успел побыть, к сожалению, совсем недолго. Но будем надеяться, что это первый, но не последний мой приезд в ваши края. В следующий раз постараюсь выбраться не на один день, ведь, как мне рассказали не только в самом городе, но и в области есть что посмотреть. И, конечно, я с особой радостью встречусь и с руководством театра, и с артистами, которые так искренне и преданно служат своему делу, - пообещал автор «Одноклассников».
Ольга ИСТОМИНА. Газета "Белгородские известия", 3 декабря 2012 г.