Пресса

Люди и боги

1 декабря на белгородской сцене зрители увидели премьеру спектакля по пьесе московского драматурга Юрия Полякова «Как боги» в постановке актёра и режиссёра театра Игоря Ткачёва.

Жизнь как трагикомедия

Российскому театру сегодня как воздух нужны пьесы о современности - острые, умные, талантливые. Драматургия Юрия Полякова в этом смысле - находка. Работу над новой пьесой «Как боги» автор закончил в сентябре, и сразу отдал её белгородскому театру.

Режиссёру спектакля Игорю Ткачёву выпала задача не из лёгких. Впрочем, театру достался благодатный материал:

трагикомедия с оригинальным сюжетом, злободневной проблематикой, характерами, выхваченными из жизни, и всё это щедро приправлено юмором и иронией.

Действие происходит в московской квартире, оформленной в китайском стиле: стены, расписанные иероглифами, старинные сосуды-жертвенники, фигурка Будды. За её обитателями и гостями следишь с неослабевающим интересом. Кто эти люди? Что заставляет их страдать и радоваться?

Глава семьи, Леонид Иванович Гаврюшин (его роль исполняет заслуженный артист России Виталий Бгавин) -отставной дипломат, которого «учили честно лгать», поплатился карьерой за то, что говорил правду. Увлечение китайской поэзией и пристрастие к крепким напиткам - это попытка укрыться от действительности.

Его жена Вера Николаевна (артистка Надежда Пахоменко) - утончённая, интеллигентная женщина, консультант по этикету. Но знание правил хорошего тона не делает её счастливой.

Для дочери Гаврюшиных, студентки Алёны (артистка Дарья Ковалевская), кажется, не существует никаких норм морали и правил приличия. Но как преображает это «ужасное дитя» любовь к «самородку из Сибири» Артёму Бударину (артист Дмитрий Гарнов)!

А «парень с небом над головой» мечтает жить «как боги», «как душа просит». Сомнительный идеал - ведь ради власти и похоти обитатели Олимпа лгали, предавали, убивали.

Герой или антигерой?

Персонаж Дмитрия Гарнова соткан из противоречий. Но есть в нём некий магнетизм, и перед ним не в силах устоять ни дочь, ни мать.

Пожалуй, впервые на российской сцене появляется новый типаж - человек, прошедший горнило Чеченской войны.Это ключевой образ спектакля, самый сложный и неоднозначный. Для своего героя автор выбрал

фамилию Бударин, которая невольно ассоциируется с полковником Будановым и настраивает на негативное восприятие персонажа. Для знающих реалии боевых действий в Чечне эпизод со снайпером в сторожевой башне - достаточно надуманный. Да и партнёрство Бударина с нечистоплотным бизнесменом Непочатым (артист Игорь Нарожный) вызывает вопросы. Почувствовав в сибиряке бунтарский характер, тот перетягивает Артёма на свою сторону: «Если враг не сдаётся, его покупают».

Герой проходит непростое испытание любовью. Линия Артёма и Веры, которая согласилась по просьбе Непочатого «обтесать» самородка, - своеобразная вариация на тему мифа о Пигмалионе и Галатее. Нельзя сказать, что он с честью выходит из этой ситуации.

Галерею характеров, представленных в спектакле, удачно дополняет Алевтина Мак-Кенди, первая жена Гаврюшина. Она по-настоящему колоритна в исполнении Эвелины Ткачёвой. У этой хваткой русской женщины своя «карьерная лестница»: от доярки из рязанской деревни до вдовы шотландского лорда. И пусть в итоге ни счастья, ни богатства, - она не унывает.

Развязка спектакля становится потрясением для зрителей. Гибель Алёны и Артёма - как искупительная жертва, плата за ложь, предательство, измену. Пронзительная финальная сцена: в комнате сидят Вера и Леонид Иванович, а между ними - девочка в белом платье. Что это? Воспоминание из прошлого? Но нет - жизнь продолжается в прежнем интерьере. Только вместо Алёны - дочь Веры… от Бударина.

В ткань постановки удачно вплетены цитаты из китайской поэзии. Это создаёт особую ауру спектакля. Обращение к

мудрости древней цивилизации - напоминание о нравственных ценностях. Отвергая их, человек становится на опасный путь, теряя «и самый смысл, и радость бытия».

Автор пьесы Юрий Поляков, присутствовавший на премьере, остался доволен: «Я рад, что эта постановксостоялась на сцене Белгородского театра. Мои авторские ожидания оправдались. Мне кажется, это удача».

Элла САРКИСЬЯНЦ
2013