«Земную жизнь пройдя до половины...» ("Одноклассники" Ю. Полякова и "Ночь на Светлой улице" А. Марданя)
БГАДТ имени М.С. Щепкина в нынешнем сезоне практически достиг баланса между современным и классическим репертуаром в своей афише. Две недавние премьеры театра - «Одноклассники» Ю. Полякова и «Ночь на Светлой улице» А. Марданя - продолжают исследование актуальных проблем нашего времени, с острым драматизмом преломляющихся в душах человеческих. И любопытно, что в обоих спектаклях герои принадлежат к поколению середины жизни - поколению сорокалетних, чьё духовное состояние схоже с тем, как аллегорически описал кризис среднего возраста Данте в первой терцине «Божественной комедии»: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины»...
Пока не меркнет свет
«Мне эта пьеса нравится прежде всего своей глубиной, глубиной размышлений о судьбе поколения сорокалетних, - говорил в интервью, предваряющем премьеру «Одноклассников», режиссёр спектакля, народный артист РФ Борис Морозов. - Сорок лет — это тот замечательный возраст, когда уже есть большой опыт, но ещё есть и будущее... Размышления о времени, о поколении, о личности и вопрос выбора — как дальше жить, возможно ли исправить прежние ошибки, чтобы жизнь твоя имела смысл? - показались мне очень интересными и глубокими».
Любопытно, что у автора пьеса именуется «Одноклассница», но в театрах её обычно называют «Одноклассники». И, стоит признать (не в обиду Юрию Полякову), что, выбрав именно такой вариант названия, практики театра акцентируют нечто более глубокое и типическое: не просто судьбу героини пьесы, Светланы Погожевой, с которой связана главная интрига действия, но судьбу целого поколения, отразившуюся в судьбах её одноклассников. Ну а если вспомнить, что «Одноклассники» - это и наименование популярной (как раз среди тех, кто старше сорока) социальной сети в Интернете, то цепочка ассоциаций ещё более удлиняется...
Спектакль «Одноклассники» белгородские зрители впервые увидели на фестивале «Актёры России — Михаилу Щепкину» в 2011 году. В постановке Центрального академического театра Российской армии и его главного режиссёра Бориса Морозова он подкупал страстным, открытым, на грани публицистичности, высказыванием, точностью портретных характеристик поколения родившихся в конце 60-х и окончивших школу в начале перестройки, острым драматизмом поворотов сюжета и надеждой на свет, пронзительно забрезжившей сквозь трагикомический абсурд в финале.
И когда стало известно, что Борис Морозов будет ставить «Одноклассников» в БГАДТ (здесь его партнёром по работе над спектаклем стал художник-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Михаил Смирнов), вместе с ожиданием радости встречи с полюбившимися героями возникла и тревога: удастся ли при режиссёрском переносе спектакля сохранить его сегодняшнюю, живую интонацию, искреннюю, почти исповедальную атмосферу, глубокую личностность актёрских переживаний? Для меня, к счастью, все сомнения рассеялись ещё на последних прогонах «Одноклассников», а показы на зрителя, когда зал вибрировал в едином ритме с актёрами, затихал так, что, казалось, боялся дышать, а потом взрывался аплодисментами на острые реплики, смеялся сквозь слёзы и плакал от смеха под щемящую и светлую мелодию Рубена Затикяна, - убедили окончательно: в Белгороде всё состоялось, всё получилось...
Борис Морозов после генерального прогона спектакля признался: «Я теперь не знаю, какой спектакль для меня лучше, какой дороже»; автор же пьесы Юрий Поляков, побывавший на премьере в БГАДТ, заметил: «Это совсем другой спектакль по сравнению с тем, что я видел в Театре армии». И этот, другой спектакль, сохраняющий в своей основе изначальный замысел и рисунок, состоялся на щепкинской сцене именно как другой благодаря раскрытию режиссёром артистической и человеческой индивидуальности исполнителя каждой роли, сопряжённости действия пьесы с ожиданиями и настроениями нашей публики, соскучившейся по разговору честному и открытому, не прячущемуся за традицию или интерпретацию традиции.
Поэт без определённого места жительства, олигарх областного масштаба, приходской священник, королева красоты, школьная учительница, эмигрант из Австралии, инвалид необъявленной войны... Кажется, ты узнаёшь в них мальчика из детсадовской группы, ставшего теперь успешным бизнесменом и депутатом, подругу, мечтавшую пристроить повыгоднее свою красоту, священника с гитарой, который учился в твоей школе на год старше, парня, с которым ты встречалась в девятом классе, теперь искалеченного синдромом «горячих точек» - не физически, но духовно... Как всё это живо, узнаваемо и больно!
В этой галерее образов поколения каждый портрет выписан с любовью, горечью, сочувствием и мягким юмором. Юрий Поляков в традициях русской классической комедии наделяет персонажей своей пьесы вполне говорящими фамилиями, а Борис Морозов с артистами щепкинской труппы выстраивают в каждой роли живую, очень русскую, судьбу.
Мама Вани Костромитина — удивительный и вечный тип русской женщины, со смирением принимающей испытания жизни, умеющей сохранять достоинство перед ударами судьбы, не отрекающейся от наивной, быть может, веры в высокие идеалы, коммунистические или христианские... Народная артистка России Марина Русакова, по возрасту в дочери годящаяся Евгении Петровне Костромитиной, очень мягко, тепло и сердечно транслирует в этой роли, как мне показалось, собственное отношение к поколению своих родителей.
Федя Строчков, некогда подававший надежды поэт, так и остался некогда подававшим надежды. Артист Андрей Зотов, словно продолжая тему другого своего героя — Кирилла из спектакля «Портрет», весьма живописно рисует алкогольный распад творческой личности. Его герой и смешон, и жалок, но в нём есть что-то от классического юродивого, способного хозяевам жизни бросить неприглядную правду в лицо. И тут же снова унизить себя, посмеявшись над собственным пафосом.
Борис Липовецкий (Липа) в исполнении артиста Игоря Нарожного за самодовольством и бравадой тоже прячет трагедию несложившейся судьбы: эмиграция оказалась не турпоездкой за океан. Монолог о родителях, так и не ставших австралийцами, и детях, уже не ощущающих связей с русским языком и культурой, звучит пронзительно и драматично. Но как цинично Липа стремится предъявить счёт бывшей родине за прошлое и настоящее и как истово готов служить тому, кто ныне владеет её закромами!
Михаил Тяблов, Мишка Тяблик, отец Михаил — артист Дмитрий Евграфов очень точен в роли священника, которого и мирской быт заел, и заботы о ремонте храма не дают вспомнить о горнем... Горькой иронией окрашен его рассказ о своём служении, о греховных помыслах, о богословском невежестве... Но в момент исповеди одноклассницы в нём просыпается настоящий пастырь - добрый, понимающий, утешающий страждущего и отвергающий дары того, кто неправедно стяжал богатство.
Первая красавица класса Анна Фаликова в исполнении Эвелины Ткачёвой хороша то до того, что глаз не отвести. Длинное, гибкое «змеиное» тело, выгодно подчёркнутое женственным кроем платья (костюмы Марины Шепорнёвой в спектакле — ярчайшее средство характеристики героев), точёные черты лица, роскошные волосы цвета воронова крыла... Но как же мучительно больно нести ей это бремя красоты! Актриса далека от того, чтобы обрисовать свою героиню разбитной бабёнкой, прошедшей и «Крым и Рым», и бани с «каруселью». Да, Анна по привычке хорохорится, стремится выгодно подать (а то и продать) себя, но с какой беспощадностью признаёт она своё женское фиаско и с каким отчаянием пытается впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда!
Иное бремя — отличницы, хорошей девочки, учительского идеала — несёт другая героиня спектакля, Светлана Погожева. Заслуженная артистка России Оксана Бгавина точна в каждой интонации, в каждом штрихе пластического рисунка роли завуча, учительницы русского языка и литературы: кажется, не только её тело, но и душа застёгнута на все пуговички скромной школьной блузы, кажется, она по привычке и в жизни выставляет оценки своим товарищам и родным. Но встреча с прошлым, трагически ворвавшимся в настоящее, опрокидывает её привычный мир. А выбор прост: только сказать «да» тому, кто может решить все проблемы, тем более что тело Светланы, привыкшее к невольной аскезе, так трепетно откликается на властный мужской зов... Внутреннюю борьбу своей героини актриса «пишет» предельно открыто, не прячась за женскими и артистическими уловками, не боясь показать уязвимую обнажённость души...
Выбору Светланы зрители аплодируют так, словно хотят доказать тем, кого олицетворяет в спектакле Виктор Черметов (Чермет), что не всё, словно металлургический комбинат, можно купить в этой жизни и не всё можно продать. Артист Дмитрий Гарнов, который в роли Лопахина из предыдущего спектакля Б. Морозова «Вишнёвый сад» кричал: «За всё могу заплатить!» - транспонирует тему социального и личностного реванша в нашу действительность. Его герой появляется на сцене уже напряжённым до предела, готовым к схватке, к приступу новой крепости — как тогда, под Кандагаром. Но в этой напряжённости кроется и мальчишеская обида, и жажда мести за удел вечно второго, отвергнутого, преданного... Наверное, именно такой акцент в актёрском исполнении Дмитрия Гарнова, при всём брутальном мужском обаянии его героя, наиболее ценен: страшно было бы видеть абсолютно цельного, без единой ущербинки, уверенного в себе нового хозяина жизни.
Камертоном потрясающе гармоничного, честного и чистого ансамбля, созданного Борисом Морозовым в «Одноклассниках», стала роль Ванечки Костромитина —прикованного к инвалидному креслу ветерана афганской войны, на сорокалетие которого и собрались его товарищи. Её исполняет Михаил Новичихин, артист, которого в прошлом сезоне публика увидела в образе святого — епископа Белгородского Иоасафа («Сказание о Иоасафе»). И новая роль рисует, по выражению одной из верных зрительниц театра, образ современного святого и мученика. Безмолвный, безучастный, на первый взгляд, ко всему, почти бестелесный («теловек» в смысле «человек без души» — говорит о нём Федя, но и тела-то у Ванечки уже не осталось), он, словно икона, принимает самые откровенные исповеди, самые страшные признания друзей, понимая их и, кажется, прощая им... Ни единого слова... Ни единого движения, даже мимического... Только финальный смех над нелепостью происходящего, над комедией абсурда современной жизни...
Хозяйка скромной квартирки, одноклассники её сына, дочь Светланы - резкая и дерзкая девчонка-оторва Ольга (Алёна Беседа), «двое из ларца, одинаковых с лица» охранников Чермета (Антон Ермак и Дмитрий Беседа), позитивно-идиотичный человек из некоего фонда помощи воинам-инвалидам (Антон Блискунов/Сергей Денисов), безмолвный, испуганный солдат-ординарец (Александр Белояров) — все они застынут от этого неожиданного смеха и посмотрят на себя глазами Ванечки. И зазвучит песня на стихи юного Феди Строчкова о первом мальчишеском чувстве, и вспомнится другая любимая песня одноклассников - о том, что никогда не поздно изменить жизнь, начать сначала... «Пока не меркнет свет, пока горит свеча...»
А был ли мальчик?
История, которую рассказывает в спектакле «Ночь на Светлой улице» режиссёр Игорь Ткачёв (имя автора, современного украинского драматурга Александра Марданя, знакомо белгородским зрителям — именно он написал пьесу «Кошки-мышки», которая уже четвёртый сезон идёт на щепкинской сцене), начинается завораживающе красиво. В роскошный особняк со стеклянными дверями, за которыми царит настоящая зимняя сказка (художник-постановщик Марина Шепорнёва), после вечеринки приезжает красивая пара. Мужчина и женщина пьют хорошее вино, ностальгируют под песни Челентано и Дассена, изысканно флиртуют... Но это всего лишь игра, придуманная супругами среднего возраста, чтобы вернуть себе свежесть ощущений. Ведь обрести утраченное, оказывается, так же невозможно, как найти в зимнюю ночь букет подснежников. На поиски весенних первоцветов в ночь после праздника всех влюблённых, найдя удобный предлог улизнуть из дома, отправляется муж, а жену ожидает встреча с незваным гостем.
Почти одноклассник, мальчик из параллельного, Валентин Горецкий (арт. Игорь Ткачёв) материализуется в жизни женщины по имени Саша, словно по вызову. Нет, не тому вызову, каким, бывает, пользуются одинокие обеспеченные женщины... Скорее, по зову спящей в золотой клетке красавицы... Валентин, весь в белом, и появляется, как принц, чтобы вызволить её из плена опостылевшей жизни. Правда, артист и режиссёр спектакля так интригует, выстраивая линию поведения героя, что зритель, в отличие от зачарованной Саши, теряется в догадках насчёт прошлого и настоящего таинственного гостя. Он чуточку развязен и чертовски обаятелен, он о чём-то будто ненароком проговаривается (например, о службе в «горячих точках» - ох, уж эти «горячие точки» в судьбе сорокалетних!) и о чём-то точно нехотя умалчивает, он сочувственно выслушивает исповедь женщины и, кажется, с искренним нетерпением хочет её близости. Но исчезает из её жизни, не оставляя следов неожиданного появления...
Бывшая учительница русского и литературы Саша (похоже, для современных драматургов эта профессия — синоним внутренней чистоты героинь!) в исполнении артистки Ольги Решетовой — женщина, потерявшаяся в жизни, как тёзка-собака из её стихотворения, забывшая, какая она на самом деле, примеряющая разные маски: маска верной Пенелопы для богатого и вечно занятого супруга, маска мудрой и чуточку ироничной наставницы для глупенькой молодой жены мужниного партнёра, маска благополучной обитательницы загородного дома с флюгером на Светлой улице для школьных подружек на «Одноклассниках»... И только встреча с Валентином возвращает её к себе, забытой - девочке, отчаянно и наивно верящей в чудо настоящей любви... Эмоциональное состояние героини постоянно меняется, и в переходах от очаровательной игривости к пронзительной обиде, от недоверчивой напряжённости к распахнутой искренности, от агрессивной наступательности r оправдывающейся беззащитности Ольге Решетовой удаётся быть правдивой и естественной. В какой-то момент даже кажется, что такая чувственная нестабильность — признак начинающегося сумасшествия героини. В чём, впрочем, муж и пытается её убедить. Как бы то ни было, вуаль таинственности окутывает образ Александры, совсем в русле общей мистико-детективно-мелодраматической атмосферы спектакля.
Пожалуй, только про героя заслуженного артиста России Виталия Бгавина зрителям (а особенно зрительницам) всё понятно с того момента, как он отправляется «за подснежниками». Красивый, сытый, холёный, благополучный — у него даже имени нет: он просто Хозяин. Он врёт так органично, будто сам себе верит, он искренне не понимает, чего не хватает супруге, он действительно устал от её «фантазий». Но между тем он искренне переживает за её душевное состояние. Хотя... Среди разных зрительских версий произошедшего в спектакле есть и та, согласно которой именно Хозяин пригласил в дом гостя из ниоткуда...
Был ли мальчик Валентин, или, может, его никогда и не было, — так и осталось загадкой. А девочка Саша потерялась «в сумрачном лесу» навсегда, «земную жизнь пройдя до половины...» Из двух возможных финалов пьесы Александра Марданя режиссёр Игорь Ткачёв выбрал трагический...
Наталья ПОЧЕРНИНА, газета "Смена", 16 февраля 2013 г.