Наша героиня - актриса Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина Оксана Бгавина. Мы говорим с ней о жизни, секретах красоты, женском счастье, правде и мифах работы актёра. О том, как создать вокруг себя мечту, наполненную смыслом.
На сцене драматического театра Оксана Бгавина репетирует новую для себя роль Энн Салливан, слабовидящей учительницы из пьесы «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона. Я вошла в помещение как раз в конце репетиции. Обратила внимание, что на ногах актрисы защитные наколенники.
- Штаны уже стёрлись, почти всю роль исполняешь на коленях, - улыбаясь, скажет потом актриса.
С января в театре готовятся к трехдневной премьере спектакля, которая пройдёт с 18 по 20 марта. Именно 20 марта у заслуженной артистки России Оксаны Бгавиной юбилей. И новая роль - подарок к бенефису актрисы.
О ролях, близких и не очень
Мы заходим в гримёрку. В глазах Оксаны усталость. Время почти два часа дня. С десяти утра длится репетиция. Невольно задаю вопрос:
- Что делать, если устаёшь или бывает, что роль не нравится?
- Иногда сам костюм диктует, как ходить и вести себя на сцене. Бывают роли, когда буквально вся одежда «сгорает» на тебе. Поэтому готовишься, чтобы не сбить руки, ноги. Если играешь историческую роль, то, конечно, надеваешь корсет, тяжёлые юбки. Если на каблуках, то и на репетиции на каблуках. Бывает, наденешь костюм и думаешь: «Боже, как он мне мешает!». Но всё равно идёшь и работаешь. А иногда одеваешься - и роль становится на своё место. То есть, наоборот, идёт всё от внутреннего к внешнему.
„Актриса говорит, что новая роль - это как чистый лист бумаги. Что ты на нём нарисуешь? Если рискнешь, выйдешь из зоны собственного комфорта, перестанешь работать с уже устоявшимися штампами, то всё получится. А если роль неприятная, злого человека, то…
- Нас учили любить любого персонажа. Если не полюбил, то всё равно нужно найти какие-то точки соприкосновения с ним. В любом случае это другая судьба. Актёр спорит, например, с убийцей, которого играет, не соглашается внутренне с его поступками. Даже если я играю преступника, у меня есть сверхзадача - донести, что так поступать нельзя. Всё равно у нас есть цель, как бы пафосно это ни звучало, - сделать мир лучше, помогать людям выживать во всяких сложных ситуациях. Чтобы человек из зала вышел, и ему стало приятнее на душе, комфортнее. Может быть, у него есть какие-то внутренние переживания, а он вышел, и ему стало намного легче. Для меня театр - это то, что даёт свет в конце тоннеля.
Играть «поганок» интереснее
Оксана Бгавина признаётся, что ей чаще всего доставались роли «жертвы». На сцене её бросали, убивали, предавали, травили.
- У меня даже дочь как-то спросила: «Мама, а есть роли, где ты не умираешь?», - смеётся актриса.
Но всех своих героинь она, конечно, любит. Ведь зрительницы приходят в театр в том числе затем, чтобы проследить за женской судьбой. Кино не передаст таких ощущений. К примеру, действие разворачивается в восемнадцатом веке… И вот эти драмы, судьбы разворачиваются перед зрителем сегодня, сейчас, в данную минуту.
- Человек идёт в театр за эмоциями. Хороших персонажей играть труднее. Они менее привлекательны, даже где-то скучные. Другое дело - играть «поганку», там столько возможностей! И тебя больше запоминает зритель, - рассказывает Оксана.
О театральном Белгороде и сюрпризах на сцене
- Белгород - очень театральный город. У нас билеты раскупаются за два часа, как только их выкладывают в продажу, - замечает актриса.
С 1995 года Оксана Бгавина работает в театре. И каждый раз выходить на сцену, к зрителям страшно.
- Спектакль - это всегда неизвестность. Волнение - как всё пройдет. А вдруг ктото забудет роль или что-то произойдёт в зале? Я помню момент: сложная сцена, идёт монолог, и вдруг выбегает женщина из зала и кричит: «Молодец!». Да, она искренне переживала за меня весь спектакль. Но как мне в такой ситуации реагировать? Чем профессия актёра прекрасна и печальна одновременно - что прошёл спектакль и всё. От него осталось только воспоминание, ощущение того, что было. Оно сиюминутное: здесь, сегодня и сейчас. Спектакль никогда не повторяется. Каждый раз это какое-то новое ощущение.
Каждый раз ты другая. И постоянный зритель это зачастую замечает. Но важно и то, что если на сцене что-то пошло не так, главное, чтобы зритель этого не понял
Как начинающему артисту пробить себе дорогу
Стать состоявшимся актёром было сложно всегда. Тем более если молодой выпускник консерватории - женщина. Хорошо известно, что в театре на две женские роли приходится втрое больше мужских. Оксана Бгавина не скрывает: путь актрисы - это всегда лотерея, везение.
О своей судьбе она тоже говорит открыто.
„Стать актрисой была какая-то далекая, несбыточная мечта. В молодом, нерешительном тогда ещё девичьем сердце теплилась надежда, что когда-нибудь сон станет реальностью".
Но она зачем-то поступила в московский вуз на коммерсанта. И эта дорога была чужая, неродная, что ли. «Ну, какой из меня коммерсант? Я ничего не могу продать, разве что подарить», - говорила Оксана сама себе и… продолжала учиться.
На другой стороне самой жизни она видела Римму Белякову - народную артистку России, советскую и российскую актрису театра и кино, художественного руководителя факультета в Саратовской консерватории. Тогда там учился муж Оксаны. Красивая, статная женщина Римма Белякова приковывала к себе взгляды, даже просто пройдя по улице.
«Если я буду учиться актерскому мастерству, то только у неё», - думала Оксана.
И однажды она решилась. Римма Ивановна как раз объявила дополнительный набор студентов. Но… мужского пола.
Оксана Бгавина написала заявление на поступление.
- Тебя не возьмут! - говорили ей вслед.
Но будущая актриса решительно отрезала: «Будь что будет!».
Оксану взяли. Она ушла с пятого курса своего коммерческого вуза, так и не закончив его. А обожаемая ею Римма Белякова поверила в молодую студентку. Бывало, когда у Оксаны что-то не получалось, она занималась с ней до полуночи.
- Но перед нами никто не стелил ковровую дорожку и не обещал золотых гор. Когда я выпускалась, нам говорили: если два человека с курса будут работать в театре, по профессии, то это значит, что мы работаем не зря. А шёл 1995 год, когда в театрах были пустые залы, они закрывались. И тогда казалось, что это бесперспективная профессия. Но туда шли фанаты, романтики. Рисковали, хотели играть, - делится своими мыслями Оксана Бгавина.
Об упущенных возможностях
Работа артиста театра - это постоянные репетиции, спектакли и гастроли. Утро встречаешь в театре, вечер - тоже на сцене. Приходить домой далеко за полночь - обычное явление. О чём же спустя годы думает Оксана Бгавина? О чём где-то в глубине души сожалеет?
- У меня всегда был, можно сказать, комплекс. Я тогда работала в детском музыкальном театре, и всегда видела, как мамы ждут детей, встречают после репетиций, ездят на конкурсы и фестивали. А я не могла дать такого своему ребёнку. Но ведь для детей я все равно мама: актриса или президент, неважно. Дома я мама. Младшая Алёна, ей 12, начинает приобщаться к театру, уже в новогодней сказке участвовала. Сейчас ей стали интересны спектакли. Раньше она ими не интересовалась. Мне кажется, её взгляд на меня несколько поменялся. «Ты это или не ты?» - как будто спрашивает она. Но прямо не говорит. У нас есть такое панибратство, что ли, с дочкой. Отношения на равных. А сейчас произошла переоценка. Старшая Полина окончила университет, она филолог. Дочки внешне похожи, но внутренне очень разные. И если они захотят стать актрисами, я не буду против.
Оксана Бгавина признаётся, что всё же, несмотря ни на что, другого пути для себя она не видит. В театре - коллектив, гастроли, разные роли. Есть ощущение жизни, которая не проходит зря.
О красоте и женских хитростях
Складывается впечатление, что актрисы живут вне времени. Оно просто не властно над ними. Оксана Бгавина распускает волосы. Локоны падают ей на плечи и в этот момент невозможно поверить, что скоро эта красивая женщина отметит свой юбилей - ей исполнится 50 лет. У актрис нет возраста.
- Как вам удаётся настолько хорошо выглядеть? - задаю, возможно, бестактный вопрос. Но не могу удержаться. Ведь я тоже женщина.
- Это всегда так после отпуска, - смеётся она. - Однако хорошо выглядеть обязывает профессия. Меньше сахара, больше фруктов и овощей. Как можно больше двигаться, бывать на свежем воздухе. То есть стараюсь вести здоровый образ жизни, насколько позволяет режим: репетиции, работа. И потом, когда играешь роль, например, о добре, чистоте - она не разрушает изнутри, а создаёт что-то хорошее. И это отражается внешне.
Оксана Бгавина достаёт открытку, датированную 2004 годом. На ней - фотография Риммы Беляковой, её учителя и наставника. «Какой шарм и красота», - думаю я с восхищением. Потом поднимаю глаза и смотрю в глаза сидящей передо мной женщины. Кажется, я разгадала её секрет - она влюблена. В профессию, семью, в театр. Да и просто в саму жизнь. Надо взять на заметку этот рецепт счастья.
- Штаны уже стёрлись, почти всю роль исполняешь на коленях, - улыбаясь, скажет потом актриса.
С января в театре готовятся к трехдневной премьере спектакля, которая пройдёт с 18 по 20 марта. Именно 20 марта у заслуженной артистки России Оксаны Бгавиной юбилей. И новая роль - подарок к бенефису актрисы.
О ролях, близких и не очень
Мы заходим в гримёрку. В глазах Оксаны усталость. Время почти два часа дня. С десяти утра длится репетиция. Невольно задаю вопрос:
- Что делать, если устаёшь или бывает, что роль не нравится?
- Иногда сам костюм диктует, как ходить и вести себя на сцене. Бывают роли, когда буквально вся одежда «сгорает» на тебе. Поэтому готовишься, чтобы не сбить руки, ноги. Если играешь историческую роль, то, конечно, надеваешь корсет, тяжёлые юбки. Если на каблуках, то и на репетиции на каблуках. Бывает, наденешь костюм и думаешь: «Боже, как он мне мешает!». Но всё равно идёшь и работаешь. А иногда одеваешься - и роль становится на своё место. То есть, наоборот, идёт всё от внутреннего к внешнему.
„Актриса говорит, что новая роль - это как чистый лист бумаги. Что ты на нём нарисуешь? Если рискнешь, выйдешь из зоны собственного комфорта, перестанешь работать с уже устоявшимися штампами, то всё получится. А если роль неприятная, злого человека, то…
- Нас учили любить любого персонажа. Если не полюбил, то всё равно нужно найти какие-то точки соприкосновения с ним. В любом случае это другая судьба. Актёр спорит, например, с убийцей, которого играет, не соглашается внутренне с его поступками. Даже если я играю преступника, у меня есть сверхзадача - донести, что так поступать нельзя. Всё равно у нас есть цель, как бы пафосно это ни звучало, - сделать мир лучше, помогать людям выживать во всяких сложных ситуациях. Чтобы человек из зала вышел, и ему стало приятнее на душе, комфортнее. Может быть, у него есть какие-то внутренние переживания, а он вышел, и ему стало намного легче. Для меня театр - это то, что даёт свет в конце тоннеля.
Играть «поганок» интереснее
Оксана Бгавина признаётся, что ей чаще всего доставались роли «жертвы». На сцене её бросали, убивали, предавали, травили.
- У меня даже дочь как-то спросила: «Мама, а есть роли, где ты не умираешь?», - смеётся актриса.
Но всех своих героинь она, конечно, любит. Ведь зрительницы приходят в театр в том числе затем, чтобы проследить за женской судьбой. Кино не передаст таких ощущений. К примеру, действие разворачивается в восемнадцатом веке… И вот эти драмы, судьбы разворачиваются перед зрителем сегодня, сейчас, в данную минуту.
- Человек идёт в театр за эмоциями. Хороших персонажей играть труднее. Они менее привлекательны, даже где-то скучные. Другое дело - играть «поганку», там столько возможностей! И тебя больше запоминает зритель, - рассказывает Оксана.
О театральном Белгороде и сюрпризах на сцене
- Белгород - очень театральный город. У нас билеты раскупаются за два часа, как только их выкладывают в продажу, - замечает актриса.
С 1995 года Оксана Бгавина работает в театре. И каждый раз выходить на сцену, к зрителям страшно.
- Спектакль - это всегда неизвестность. Волнение - как всё пройдет. А вдруг ктото забудет роль или что-то произойдёт в зале? Я помню момент: сложная сцена, идёт монолог, и вдруг выбегает женщина из зала и кричит: «Молодец!». Да, она искренне переживала за меня весь спектакль. Но как мне в такой ситуации реагировать? Чем профессия актёра прекрасна и печальна одновременно - что прошёл спектакль и всё. От него осталось только воспоминание, ощущение того, что было. Оно сиюминутное: здесь, сегодня и сейчас. Спектакль никогда не повторяется. Каждый раз это какое-то новое ощущение.
Каждый раз ты другая. И постоянный зритель это зачастую замечает. Но важно и то, что если на сцене что-то пошло не так, главное, чтобы зритель этого не понял
Как начинающему артисту пробить себе дорогу
Стать состоявшимся актёром было сложно всегда. Тем более если молодой выпускник консерватории - женщина. Хорошо известно, что в театре на две женские роли приходится втрое больше мужских. Оксана Бгавина не скрывает: путь актрисы - это всегда лотерея, везение.
О своей судьбе она тоже говорит открыто.
„Стать актрисой была какая-то далекая, несбыточная мечта. В молодом, нерешительном тогда ещё девичьем сердце теплилась надежда, что когда-нибудь сон станет реальностью".
Но она зачем-то поступила в московский вуз на коммерсанта. И эта дорога была чужая, неродная, что ли. «Ну, какой из меня коммерсант? Я ничего не могу продать, разве что подарить», - говорила Оксана сама себе и… продолжала учиться.
На другой стороне самой жизни она видела Римму Белякову - народную артистку России, советскую и российскую актрису театра и кино, художественного руководителя факультета в Саратовской консерватории. Тогда там учился муж Оксаны. Красивая, статная женщина Римма Белякова приковывала к себе взгляды, даже просто пройдя по улице.
«Если я буду учиться актерскому мастерству, то только у неё», - думала Оксана.
И однажды она решилась. Римма Ивановна как раз объявила дополнительный набор студентов. Но… мужского пола.
Оксана Бгавина написала заявление на поступление.
- Тебя не возьмут! - говорили ей вслед.
Но будущая актриса решительно отрезала: «Будь что будет!».
Оксану взяли. Она ушла с пятого курса своего коммерческого вуза, так и не закончив его. А обожаемая ею Римма Белякова поверила в молодую студентку. Бывало, когда у Оксаны что-то не получалось, она занималась с ней до полуночи.
- Но перед нами никто не стелил ковровую дорожку и не обещал золотых гор. Когда я выпускалась, нам говорили: если два человека с курса будут работать в театре, по профессии, то это значит, что мы работаем не зря. А шёл 1995 год, когда в театрах были пустые залы, они закрывались. И тогда казалось, что это бесперспективная профессия. Но туда шли фанаты, романтики. Рисковали, хотели играть, - делится своими мыслями Оксана Бгавина.
Об упущенных возможностях
Работа артиста театра - это постоянные репетиции, спектакли и гастроли. Утро встречаешь в театре, вечер - тоже на сцене. Приходить домой далеко за полночь - обычное явление. О чём же спустя годы думает Оксана Бгавина? О чём где-то в глубине души сожалеет?
- У меня всегда был, можно сказать, комплекс. Я тогда работала в детском музыкальном театре, и всегда видела, как мамы ждут детей, встречают после репетиций, ездят на конкурсы и фестивали. А я не могла дать такого своему ребёнку. Но ведь для детей я все равно мама: актриса или президент, неважно. Дома я мама. Младшая Алёна, ей 12, начинает приобщаться к театру, уже в новогодней сказке участвовала. Сейчас ей стали интересны спектакли. Раньше она ими не интересовалась. Мне кажется, её взгляд на меня несколько поменялся. «Ты это или не ты?» - как будто спрашивает она. Но прямо не говорит. У нас есть такое панибратство, что ли, с дочкой. Отношения на равных. А сейчас произошла переоценка. Старшая Полина окончила университет, она филолог. Дочки внешне похожи, но внутренне очень разные. И если они захотят стать актрисами, я не буду против.
Оксана Бгавина признаётся, что всё же, несмотря ни на что, другого пути для себя она не видит. В театре - коллектив, гастроли, разные роли. Есть ощущение жизни, которая не проходит зря.
О красоте и женских хитростях
Складывается впечатление, что актрисы живут вне времени. Оно просто не властно над ними. Оксана Бгавина распускает волосы. Локоны падают ей на плечи и в этот момент невозможно поверить, что скоро эта красивая женщина отметит свой юбилей - ей исполнится 50 лет. У актрис нет возраста.
- Как вам удаётся настолько хорошо выглядеть? - задаю, возможно, бестактный вопрос. Но не могу удержаться. Ведь я тоже женщина.
- Это всегда так после отпуска, - смеётся она. - Однако хорошо выглядеть обязывает профессия. Меньше сахара, больше фруктов и овощей. Как можно больше двигаться, бывать на свежем воздухе. То есть стараюсь вести здоровый образ жизни, насколько позволяет режим: репетиции, работа. И потом, когда играешь роль, например, о добре, чистоте - она не разрушает изнутри, а создаёт что-то хорошее. И это отражается внешне.
Оксана Бгавина достаёт открытку, датированную 2004 годом. На ней - фотография Риммы Беляковой, её учителя и наставника. «Какой шарм и красота», - думаю я с восхищением. Потом поднимаю глаза и смотрю в глаза сидящей передо мной женщины. Кажется, я разгадала её секрет - она влюблена. В профессию, семью, в театр. Да и просто в саму жизнь. Надо взять на заметку этот рецепт счастья.