Пресса

Две «Касатки» – две удачи: театры Белгорода и Липецка показали в Воронеже, что они в отличной форме

В Воронеже завершились обменные гастроли Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина и Липецкого драматического театра на Соколе. Гастроли были короткими, но яркими. Воронеж принимал гостей полными залами, продолжительными аплодисментами и криками «Браво!».

Свой главный козырь белгородцы выложили в начале гастролей на сцене академического театра драмы имени А. Кольцова и приберегли на конец. Спектакль Валерия Беляковича «Куклы» – современный, энергетически мощный, захватывающий. Этот пример синтетического театра показателен и для оценки труппы в целом. Можно констатировать: она в хорошем состоянии. Артисты способны решать самые сложные задачи, которые ставят перед ними столичные режиссёры.

О «Куклах» можно писать много, что, кстати, делалось и делается коллегами. Но мне хочется, раз уже представился такой случай, поделиться мыслями о двух «Касатках». Эту пьесу Алексея Толстого в последнее время ставят довольно часто и охотно. Видимо, эта незатейливая история начала прошлого века даёт возможность современным творцам повести разговор о человечности, чуткости, любви.

Так вышло, что почти одновременно в Воронеже сыграли свои спектакли по пьесе Толстого белгородцы и липчане. В Белгороде «Касатку» ставила питерская команда по главе с народным артистом России Семёном Спиваком, в Липецке – художественный руководитель театра на Соколе Геннадий Балабаев. Спектакли получились разные, но в целом оба удались.
«Касатка» в Белгородском театре более яркая, экспрессивная, но менее цельная и ровная, нежели в Липецком. На фоне блестящей работы заслуженной артистки России Ирины Драпкиной в роли Варвары Долговой отчётливо видны недостатки в игре других актёров. Одни не доигрывают, как, к примеру, заслуженная артистка России Оксана Бгавина (Мария Семёновна, Касатка), другие безудержно педалируют и комикуют, как Надежда Пахоменко в роли тётки Анны Аполлосовны. Монотонен Дмитрий Евграфов в роли Абрама Желтухина… Отсюда ощущение пестроты и шероховатости в звучании спектакля.

Но это по гамбургскому счёту. А главное достоинство спектакля – профессиональное существование артистов на сцене, следование режиссёром лучшим традициям отечественной театральной школы. Это когда роль актёрами проживается, когда есть сверхзадача, посыл и отклик, общая композиция действа и грамотное мизансценирование… Вы скажете, это же элементарно, зачем об этом говорить? Да затем, что на воронежской сцене это, к сожалению, не всегда увидишь.

В целом театр мне понравился, он меня заинтересовал. Захотелось увидеть и другие спектакли из обширного разностороннего репертуара щепкинцев.
На спектаклях белгородцев неизменно были профессора театрального факультета Воронежского государственного института искусств. Они пришли посмотреть, как работают их бывшие ученики – ведь в труппе немало выпускников воронежского вуза. Мастера могут гордиться своими воспитанниками – молодые актёры прекрасно выучены и великолепно работают на сцене.

А в спектакле «Касатка» Липецкого драматического театра на Соколе вообще главными на сцене Воронежского ТЮЗа были «наши». Судите сами. Мария Пропастина (Касатка) училась в Воронеже у Алексея Дундукова. Владимир Терновых (Илья Ильич Быков) окончил академию в 2010 году, мастером курса была Виолетта Тополага. Лилия Журман (Варвара Иванова Долгова) – ученица Ирины Сисикиной. Александра Иванцова (Раиса Глебовна) – окончила Воронежскую государственную академию искусств в 2008 году, курс Алексея Константиновича Дундукова. Анна Борискина (Вера) окончила академию в 2014 году, курс Виолетты Владимировны Тополаги…
Режиссёр-постановщик Геннадий Балабаев сумел раскрыть в спектакле лучшее, что было заложено в артистах их наставниками. «Воронежцы» и их коллеги существуют на сцене достоверно, убедительно. Им доступны и яркие мазки и полутона. Они играют подтекст, настоящее и прошлое своих героев, прекрасно слышат друг друга и реагируют на партнёров. На этой основе можно выстраивать тонкое психологическое действо с комическими и мелодраматическими нотками, добиваться погружения в атмосферу постановки и активного сопереживания. Что и продемонстрировали липчане, «взяв» публику с первых минут спектакля.
Реакция воронежской публики на спектакли театров и Липецка и Белгорода – тема для отдельного разговора. Такого активного сопереживания, такой благодарной реакции по окончании представлений не ожидали, видимо, и сами артисты. Зритель принял, понял и щедро отблагодарил. Похоже, публика получила то, чего ей не хватает на некоторых воронежских спектаклях. Искренность, эмоциональность, трепетное отношение к Школе, опора на неё – порой этого нам действительно не хватает.

Белгородцы и липчане невольно нам это наглядно продемонстрировали.

Екатерина Данилова,

«Страницы воронежской культуры», 22 апреля 2016 г.
2016