Священнодействуй или убирайся вон!» или Театр про человека и для человека
Нынешняя осень отличилась невиданным теплом, обильным урожаем яблок и… театральных фестивалей. Почти одновременно по всей России, от столицы до окраин: в Москве, в Крыму, Липецке и Пензе, Владимире, Орле, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Белгороде идут театральные фестивали.
Заметных спектаклей-событий немного. Часто фестивали оказываются похожи друг на друга: одинаковые афиши, одни и те же участники. …О том, что радостей в театральном деле теперь немного, знают все, эта осень – тому подтверждение.
И всё-таки есть среди театральных праздников один особенный. Его вот уже больше тридцати лет устраивает Белгород. И фестиваль, придуманный бессменным, почти полвека, художественным руководителем театра Виктором Ивановичем Слободчуком на заре перестройки в 1988 году, пожалуй, первым из будущего театрального пиршества сразу же, принципиально был отдан актёрам. "Актёры России – Михаилу Щепкину". Именно их, актёров, надо было прежде всего сохранить в обрушившемся в 80-е театральном деле.
А тут исторические обстоятельства способствовали. Именно здесь, неподалёку, в селе Красном, на реке Пенке, родился Михайло Семёнович Щепкин. До Станиславского - основатель, провозвестник особого русского психологического реализма, особой русской духовной театральной культуры, на основе которой потом многие лета развивался театр и в XIX, и в XX веках. "Священнодействуй или убирайся вон!" - это слова Щепкина, произнесённые почти 200 лет назад, мы подзабыли не потому что прошло много лет, а потому что в нашей жизни идут резкие социальные перемены и привычный уклад жизни стал меняться. Театр как никогда оказался подвержен чужим влияниям, стал изменять вековым принципам национального менталитета, а порой чуть ли не отменяет заветы великого Щепкина, да и следующего величайшего реформатора русской сцены, у которого учился весь мир, Константина Сергеевича Станиславского. Слово "постмодернизм" мы стали употреблять чаще, чем реализм. Какое уж тут "священнодействуй!" в толпе новых героев, переодетых или догола раздетых, со сцены матерящихся, уродующих русский язык и классические тексты, и требующих от нашего театра новой эстетики, новой этики, нового, нового, нового… Какого нового?!
А Белгородский театр со своим фестивалем "Актёры России – Михаилу Щепкину" вот уже тридцать первый год, одиннадцатый фестиваль и более сотни спектаклей, состоявшихся на их сцене, настаивает на провозглашённой заповеди своего земляка: "Мне мало, чтобы ты был актёром, мне нужно, чтобы ты был образованным человеком, ответственным за свои действия и поступки…"
Что радостно: именно в этом фестивале стараются участвовать многие лучшие театры страны. Только в этом году сюда приехали МХТ имени А. П. Чехова, спектакль "Предел любви" П. Рамбера с блестящей актёрской работой Евгении Добровольской, Центральный академический театр Российской армии привёз спектакль "Мольер" М. Булгакова с созвездием блестящих исполнителей, во многом по-новому, но и всё-таки про нашего знаменитого отечественного Обломова показал спектакль столичный театр имени Вл. Маяковского и его руководитель Миндаугас Карбаускис, из Питера приехал давний участник фестивалей и друг белгородского театра – Молодёжный театр на Фонтанке и его художественный руководитель Семён Спивак.
Многие из лидеров сегодняшней столичной театральной жизни – давнишние друзья и помощники белгородского театра. Тесно связаны с ним, сотрудничают, ставят здесь свои спектакли Владимир Андреев, Борис Морозов, Семён Спивак, совсем недавно – Валерий Белякович… Один из лучших спектаклей фестиваля, показанный театром-хозяином, поставлен главным режиссёром ЦАТРА Борисом Морозовым. Если и искать в мировом репертуаре пьесу, наиболее близкую сегодняшнему дню, остро современно звучащую, то это будет "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского – история обаятельного плута, обманщика, ставшего всем необходимым героем времени. Как выйти в люди без денег и без совести? Об этом действительно нынче хотят знать иные молодые. Никакого барьера между прошлым и сегодняшним днём. А молодой актёр, исполнитель роли Глумова, Владимир Дорогин, недавно вошедший в труппу, это его дебют, неотличим на сцене от сегодняшних молодых в зрительном зале. Он свой, понятный без переодеваний и раздеваний. Замечательная актёрская работа, которая могла состояться именно в компании с блестящей труппой, со своими старшими партнёрами белгородской труппы. Такого мягкого, обаятельного, без фарсовых добавок и преувеличений, Крутицкого в исполнении народного артиста РФ Виталия Старикова я никогда и ни у кого прежде не видела. Ещё один убедительный человеческий характер, очень узнаваемый и обаятельный Мамаев – мастер давать не деньги, а советы - в исполнении заслуженного артиста РФ Виталия Бгавина… Плут плута видит издалека, Волки и овцы необходимы друг другу. Обманщики и обманутые.
Вообще, день белгородского театра был самым интересным из прожитых на фестивале одиннадцати дней. В этот день вечером игравший Мамаева Виталий Бгавин днём был таким же незабываемым, как ни в каком из виденных мною прежде спектаклей, трагическим, глубоким Мольером в "Кабале святош" - пьесе Булгакова на все времена.
Серьёзный, разнообразный репертуар, использование в своей деятельности ведущих специалистов отечественной режиссуры, блестящий собственный ансамбль актёров, обеспеченный во всех поколениях, во всех возрастах и амплуа, то есть серьёзное занятие профессией, своим делом в белгородском театре – слагаемые успеха, часто ли мы теперь с подобным встречаемся?!
А спектакли каждый вечер идут и идут… Каждый день – новые. Но и всегда – полные зрительные залы и обязательная традиция, по окончании спектакля благодарные зрители встают и долго стоя аплодируют. Благодарят питерцев за спектакль "В день свадьбы", курян за тургеневский "Месяц в деревне", владимирцев за "Леди Макбет", севастопольцев за "Тартюфа", туляков за "Машеньку", самарскую "Корсиканку" и "Оркестр" из Владикавказа. Всё-таки нет важнее у театра задачи, чем исследовать душу человеческую, жизнь человека, Человека! Именно здесь сейчас идёт главный театральный бой: за человека или против него, за его возвышение или унижение… Белгородская театральная Прохоровка, оно здесь рядом – поле, где на Курской дуге в Отечественной войне была одержана знаменательная переломная победа. У театра здесь – ещё одна Прохоровка.
По правилам белгородского фестиваля здесь не бывает первых-вторых мест лучших-худших, победителей-побеждённых. Здесь каждый получает от экспертного совета за то, чем отличился. Питерский спектакль получил два диплома: за блистательный союз драматурга, режиссёра и актёров, а также отдельный диплом исполнительнице центральной роли Нюры Алисе Варовой за неповторимость актёрского дарования... Вот уж спектакль-праздник со слезами на глазах, с такой любовью к автору Виктору Розову и своим героям, с таким состраданием и пониманием сделанный, с авторской и режиссёрской добротой. Он смог бы стать эталоном измерения для современного спектакля.
Свадьба в пьесе Виктора Розова не состоялась, но в жизни много всего у каждого впереди, - обещает спектакль, и печаль светла…Театр про человека и для человека. Обращенный к душе человеческой, к нравственности. Не это ли – главное сегодня?!
Анна Кузнецова,
«Деловая трибуна», 16 ноября 2019 г.
Нынешняя осень отличилась невиданным теплом, обильным урожаем яблок и… театральных фестивалей. Почти одновременно по всей России, от столицы до окраин: в Москве, в Крыму, Липецке и Пензе, Владимире, Орле, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Белгороде идут театральные фестивали.
Заметных спектаклей-событий немного. Часто фестивали оказываются похожи друг на друга: одинаковые афиши, одни и те же участники. …О том, что радостей в театральном деле теперь немного, знают все, эта осень – тому подтверждение.
И всё-таки есть среди театральных праздников один особенный. Его вот уже больше тридцати лет устраивает Белгород. И фестиваль, придуманный бессменным, почти полвека, художественным руководителем театра Виктором Ивановичем Слободчуком на заре перестройки в 1988 году, пожалуй, первым из будущего театрального пиршества сразу же, принципиально был отдан актёрам. "Актёры России – Михаилу Щепкину". Именно их, актёров, надо было прежде всего сохранить в обрушившемся в 80-е театральном деле.
А тут исторические обстоятельства способствовали. Именно здесь, неподалёку, в селе Красном, на реке Пенке, родился Михайло Семёнович Щепкин. До Станиславского - основатель, провозвестник особого русского психологического реализма, особой русской духовной театральной культуры, на основе которой потом многие лета развивался театр и в XIX, и в XX веках. "Священнодействуй или убирайся вон!" - это слова Щепкина, произнесённые почти 200 лет назад, мы подзабыли не потому что прошло много лет, а потому что в нашей жизни идут резкие социальные перемены и привычный уклад жизни стал меняться. Театр как никогда оказался подвержен чужим влияниям, стал изменять вековым принципам национального менталитета, а порой чуть ли не отменяет заветы великого Щепкина, да и следующего величайшего реформатора русской сцены, у которого учился весь мир, Константина Сергеевича Станиславского. Слово "постмодернизм" мы стали употреблять чаще, чем реализм. Какое уж тут "священнодействуй!" в толпе новых героев, переодетых или догола раздетых, со сцены матерящихся, уродующих русский язык и классические тексты, и требующих от нашего театра новой эстетики, новой этики, нового, нового, нового… Какого нового?!
А Белгородский театр со своим фестивалем "Актёры России – Михаилу Щепкину" вот уже тридцать первый год, одиннадцатый фестиваль и более сотни спектаклей, состоявшихся на их сцене, настаивает на провозглашённой заповеди своего земляка: "Мне мало, чтобы ты был актёром, мне нужно, чтобы ты был образованным человеком, ответственным за свои действия и поступки…"
Что радостно: именно в этом фестивале стараются участвовать многие лучшие театры страны. Только в этом году сюда приехали МХТ имени А. П. Чехова, спектакль "Предел любви" П. Рамбера с блестящей актёрской работой Евгении Добровольской, Центральный академический театр Российской армии привёз спектакль "Мольер" М. Булгакова с созвездием блестящих исполнителей, во многом по-новому, но и всё-таки про нашего знаменитого отечественного Обломова показал спектакль столичный театр имени Вл. Маяковского и его руководитель Миндаугас Карбаускис, из Питера приехал давний участник фестивалей и друг белгородского театра – Молодёжный театр на Фонтанке и его художественный руководитель Семён Спивак.
Многие из лидеров сегодняшней столичной театральной жизни – давнишние друзья и помощники белгородского театра. Тесно связаны с ним, сотрудничают, ставят здесь свои спектакли Владимир Андреев, Борис Морозов, Семён Спивак, совсем недавно – Валерий Белякович… Один из лучших спектаклей фестиваля, показанный театром-хозяином, поставлен главным режиссёром ЦАТРА Борисом Морозовым. Если и искать в мировом репертуаре пьесу, наиболее близкую сегодняшнему дню, остро современно звучащую, то это будет "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского – история обаятельного плута, обманщика, ставшего всем необходимым героем времени. Как выйти в люди без денег и без совести? Об этом действительно нынче хотят знать иные молодые. Никакого барьера между прошлым и сегодняшним днём. А молодой актёр, исполнитель роли Глумова, Владимир Дорогин, недавно вошедший в труппу, это его дебют, неотличим на сцене от сегодняшних молодых в зрительном зале. Он свой, понятный без переодеваний и раздеваний. Замечательная актёрская работа, которая могла состояться именно в компании с блестящей труппой, со своими старшими партнёрами белгородской труппы. Такого мягкого, обаятельного, без фарсовых добавок и преувеличений, Крутицкого в исполнении народного артиста РФ Виталия Старикова я никогда и ни у кого прежде не видела. Ещё один убедительный человеческий характер, очень узнаваемый и обаятельный Мамаев – мастер давать не деньги, а советы - в исполнении заслуженного артиста РФ Виталия Бгавина… Плут плута видит издалека, Волки и овцы необходимы друг другу. Обманщики и обманутые.
Вообще, день белгородского театра был самым интересным из прожитых на фестивале одиннадцати дней. В этот день вечером игравший Мамаева Виталий Бгавин днём был таким же незабываемым, как ни в каком из виденных мною прежде спектаклей, трагическим, глубоким Мольером в "Кабале святош" - пьесе Булгакова на все времена.
Серьёзный, разнообразный репертуар, использование в своей деятельности ведущих специалистов отечественной режиссуры, блестящий собственный ансамбль актёров, обеспеченный во всех поколениях, во всех возрастах и амплуа, то есть серьёзное занятие профессией, своим делом в белгородском театре – слагаемые успеха, часто ли мы теперь с подобным встречаемся?!
А спектакли каждый вечер идут и идут… Каждый день – новые. Но и всегда – полные зрительные залы и обязательная традиция, по окончании спектакля благодарные зрители встают и долго стоя аплодируют. Благодарят питерцев за спектакль "В день свадьбы", курян за тургеневский "Месяц в деревне", владимирцев за "Леди Макбет", севастопольцев за "Тартюфа", туляков за "Машеньку", самарскую "Корсиканку" и "Оркестр" из Владикавказа. Всё-таки нет важнее у театра задачи, чем исследовать душу человеческую, жизнь человека, Человека! Именно здесь сейчас идёт главный театральный бой: за человека или против него, за его возвышение или унижение… Белгородская театральная Прохоровка, оно здесь рядом – поле, где на Курской дуге в Отечественной войне была одержана знаменательная переломная победа. У театра здесь – ещё одна Прохоровка.
По правилам белгородского фестиваля здесь не бывает первых-вторых мест лучших-худших, победителей-побеждённых. Здесь каждый получает от экспертного совета за то, чем отличился. Питерский спектакль получил два диплома: за блистательный союз драматурга, режиссёра и актёров, а также отдельный диплом исполнительнице центральной роли Нюры Алисе Варовой за неповторимость актёрского дарования... Вот уж спектакль-праздник со слезами на глазах, с такой любовью к автору Виктору Розову и своим героям, с таким состраданием и пониманием сделанный, с авторской и режиссёрской добротой. Он смог бы стать эталоном измерения для современного спектакля.
Свадьба в пьесе Виктора Розова не состоялась, но в жизни много всего у каждого впереди, - обещает спектакль, и печаль светла…Театр про человека и для человека. Обращенный к душе человеческой, к нравственности. Не это ли – главное сегодня?!
Анна Кузнецова,
«Деловая трибуна», 16 ноября 2019 г.