Пресса

Героини Марины, или Спектакль длиною в жизнь

Героини Марины, или Спектакль длиною в жизнь
Марина Александровна сыграет в свой бенефис Филумену Мартурано – роль, которая несколько лет назад в очередной раз привлекла к её имени внимание зрителей и прессы. Она отмечена неким знаком качества – как и всё, что делает ведущая актриса Белгородского драматического, чья деятельность десятки раз отмечена разнообразными театральными наградами. Но для Марины Русаковой самой высокой наградой всегда была возможность заниматься дорогим сердцу делом. Да ещё, пожалуй, зрительская любовь.

Её путь к сцене не был совсем уж лёгким. Будущая народная артистка России выросла на побережье Балтики, в латвийском городе Лиепая. Стойкость и целеустремлённость характера проявились уже тогда, когда она уехала за тысячу с лишним километров от родного дома штурмовать столичные творческие вузы, потому что поняла: театр станет её профессией на всю жизнь. Наверное, хорошо, что судьба в конце концов привела юную абитуриентку в Воронеж. Там Марина встретила своего мастера – Виолетту Тополагу, одного из самых известных театральных педагогов страны. Четыре года совместной работы, обучение ремеслу. Через много лет и она сама станет преподавать актёрское мастерство, но об этом позже…

Белгород, май 1986-го. Снова судьбоносная встреча – на этот раз с Белгородским драматическим. Тогда главным режиссёром театра был Геннадий Косюков – талантливый, самобытный, всеми признанный профессионал своего дела. Можно только гадать, как удалось ему сразу разглядеть дарование молодой актрисы, но он сразу дал ей главную роль в спектакле «Вся надежда» по известной пьесе Михаила Рощина.

Дебютировать в столь сложной роли, как Надя – испытание для вчерашней студентки, но Марина прошла его с честью. За этим спектаклем последовали другие: «Недоросль», «Дамы и гусары», «Спортивные сцены 1981 года», «Игра в фанты», «Звёзды на утреннем небе» – все становились событиями в городе, и её работы тоже не оставались незамеченными. Она могла быть комедийной и трагичной, женственной и жёсткой, лиричной и бытовой. Внимательно слушала режиссёров и всегда стремилась исполнить любую роль как можно точнее – эта требовательность к себе, перфекционизм в профессии всегда отличали актрису Русакову.
Сцена из спектакля «Месяц в деревне».
1993 год – её встреча с Феликсом Берманом и работа в спектакле «Деревья умирают стоя». Она смогла быть достойной именитых партнёров: Владимира Бондарука, Евгении Ярцевой, Владимира Ярмака. Её Марта-Изабелла запомнилась необыкновенно красивой и женственной, движения её были плавными, походка – лёгкой. А ещё – низкий, необыкновенно приятный слуху голос, тот, что сегодня белгородский зритель не спутает ни с чьим другим.

В то время у актрисы было немного ролей – сказался перерыв, связанный с рождением сына, и хотелось немедленно узнавать, кто она, эта незнакомая актриса, следить за её творчеством… Такая возможность вскоре представилась в полной мере: новый главный режиссёр Юрий Чернышёв стал активно занимать Русакову в своих спектаклях. У него она сыграла в комедиях «Гусар из КГБ» и «Ретро», обнаружив прекрасное чувство юмора и удивительную способность к перевоплощению – ещё бы, ведь обе её героини были старше актрисы раза в два! Совершенно другой, величественно прекрасной и трагической предстала Марина в роли Изольды («Тристан и Изольда» А. Бруштейн). И особенной удачей обернулась встреча с драматургией Теннесси Уильямса, когда Чернышёв поставил «Трамвай «Желание» – спектакль сложный, нервный, непривычный тогда для белгородской сцены.

Русаковой досталась роль Стеллы, а Стенли играл Владимир Подмогильный, и их дуэт был ярким и запоминающимся. Актриса в этой роли предстала гибкой, загадочной, поразительно чувствующей тонкую психологическую ткань пьесы. Отношения с мужем, перед грубой страстностью которого она не могла устоять, тщательно скрываемое раздражение от появления сестры (Бланш играла Ирина Драпкина), невозможность выбора между двумя близкими людьми – всё было сыграно актрисой точно и глубоко.

Настоящей примой французской лирической комедии Роксаной предстала Марина Русакова в пьесе Ф. Дорэн «Самая-самая»; надломленной и страдающей Мадленой в «Кабале святош»; хищной и страстной синьорой Капулетти в «Ромео и Джульетте».
Сцена из спектакля «Лес».
Знакомство с Анатолием Морозовым, который приехал в Белгород для постановки тургеневского «Месяца в деревне», переросло в долгое и плодотворное сотрудничество актрисы и режиссёра. Работа с ним, по признанию Марины Александровны, дала ей бесценный опыт. В том спектакле она сыграла Наталью Петровну, и в её исполнении героиня была не просто влюблённой женщиной: за свойственной актрисе сдержанностью рисунка роли таилась настоящая буря чувств. Спектакль был отмечен высокой одухотворённостью: всё на сцене дышало Тургеневым. Тонкая, блестящая вязь актёрской игры, свет, пронизавший сцену, плетёная мебель – всё создавало светлую, немного грустную атмосферу русского XIX века. Марина смотрелась в декорациях дворянского поместья удивительно гармонично. Она из тех редких актрис, которым идут «костюмные роли», и Анатолий Морозов предложил ей множество таких: Огудалова в «Бесприданнице», Мордасова в «Прощальной гастроли князя К.», Ольга в «Трёх сёстрах».

Владимир Андреев, в то время художественный руководитель Московского театра имени Ермоловой, поставил в Белгороде три спектакля, и в двух из них блистал дуэт Марины Русаковой и Виталия Старикова. И в «Старинной лампе», и в «Льве зимой» они сыграли супругов, как будет ещё не раз на белгородской сцене. На высоком эмоциональном градусе они играли в этих спектаклях любовь, обиду, разочарование и… снова любовь.

Озорная, азартная, заражающая искренностью и энергией – такой можно описать работу Марины Александровны в спектакле по пьесе Иржи Губача «Наполеон и Жозефина», где она сыграла заглавную роль. С актёром Андреем Тереховым, игравшим роль Наполеона, они составили замечательный, яркий дуэт – и на сцене, и в жизни. Уже 26 лет минуло, как они создали семью, в которой вырос прекрасный сын Егор.

Борис Морозов, сотрудничающий с БГАДТ уже одиннадцать лет, поставил на нашей сцене шесть спектаклей, преимущественно по классической драматургии. И во всех них занята народная артистка России Марина Русакова. Репетируя Гурмыжскую в «Лесе», наша героиня стала одной из самых молодых исполнительниц этой роли, но это никак не помешало ей создать ёмкий, хлёсткий образ. Марья Васильевна Прибышева из «Заворожённого семейства» сыграна Русаковой с огромным обаянием – чувствуется симпатия актрисы к своей героине, милой, доброй хлопотунье, матери большого семейства.

Программной для актрисы стала Раневская в спектакле «Вишнёвый сад». Красивая, уставшая женщина, на первый взгляд всеми любимая, но бесконечно одинокая, Раневская Русаковой добра и эгоистична, искренна и фальшива одновременно.
Сцена из спектакля «Старинная лампа».
Подкупает готовность актрисы к любой интересной работе, даже если это не главная роль. Как, например, Анна Хороших («Прошлым летом в Чулимске»), Евгения Костромитина («Одноклассники»). С виртуозным мастерством сыграла Русакова эти роли и в то же время – со свойственной ей скромностью и «негромкостью». Она замечательная партнёрша, об этом многие годы говорят все, кому посчастливилось встретиться с нею в спектакле. Выражение «тянуть на себя одеяло» чуждо ей как никому, для неё, наделённой врождённой интеллигентностью, крайне важно не помешать, не нарушить, не перебить… И любой артист рядом с ней играет ещё ярче, ещё интереснее.

Последняя крупная работа актрисы – Филумена Мартурано в знаменитой пьесе Эдуардо де Филиппо.

…Женщина сидит на стуле посреди сцены, очертания её фигуры выхвачены световым пятном. В её собранной позе, в напряжённых плечах – боль прожитого и страх за будущее. Рассказывая свою историю невольным зрителям, стоящим за спиной, она не кричит и не плачет – тем страшнее вникать в смысл её негромких слов. Лишь несколько раз за два с лишним часа сценического времени она выйдет из себя и сорвётся на крик, не в силах нести одна своё знание, долгие годы таившееся в глубинах её существа…

Снова – дуэт с Виталием Стариковым, блестящий, филигранный. В исполнении Русаковой героиня итальянской комедии вырастает в трагическую фигуру. Актриса так глубоко проживает историю своей Филумены, так наполненно рисует нам её духовный мир, что хочется неотрывно следить за каждым её движением, внимать каждому, даже незначительному слову.

Рассказ об актрисе был бы неполным без упоминания ещё одной грани её творчества. Пять лет назад Марина Александровна стала профессором Белгородского института культуры, набрав свой первый курс, который стал первым актёрским курсом в истории вуза. Двое её выпускников – Наталья Чувашова и Илья Штейнмиллер – год назад вошли в щепкинскую труппу. А у профессора Русаковой сегодня уже новые студенты и новые заботы.

Наталья Ненько,

«БелПресса», 28 октября 2016 г.
2016