Пресса. Фестиваль
2011-10-29 19:18

Снимаю шляпу перед белгородским театром

Снимаю шляпу перед белгородским театром

Десять дней на сцене Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина царил актерский пир. Духовная пища, которой насытили белгородских зрителей участники Всероссийского фестиваля «Актеры России – Михаилу Щепкину», еще долго будет осмысливаться, соизмеряться с нашими чувствами, с сегодняшним бытием.

Вот и еще один фестиваль, обращенный к великому имени Михаила Семеновича Щепкина, завершился. И в который раз (фестиваль берет начало в далеком 1988 году) актеры, режиссеры, критики сверили свои творческие часы с мыслями, устремлениями великого русского актера. Сверили, чтобы ответить на вопрос: чем остается Щепкин для современников - иконой или живым наследием? По мнению одного из членов жюри фестиваля заслуженного деятеля искусств России, вице-президента ассоциации Союз театральных деятелей России и Польши К.А. Щербакова, фестиваль, прошедший на белгородской земле, родине М.С. Щепкина, показал, что Россия богата актерскими дарованиями.

Но даже не это отличало прошедший фестиваль. Да, многие работы актеров невозможно переоценить. Николай Горохов, Андрей Щербинин, Любовь Гордеева в спектакле Владимирского академического областного театра драмы «На всякого мудреца довольно простоты». Олег Школьник, Юрий Невгомонный в спектакле Одесского русского драматического театра «Чайка». Безусловным украшением фестиваля стали работы трех сербских актрис из театра г. Ниш Маи Вукоевич-Цветкович, Евгении Станкович, Весны Есипович. В этом ряду нельзя, по мнению критиков, не поставить белгородских актеров Виталия Старикова, Марину Русакову, Веронику Васильеву, Дмитрия Гарнова. Жив психологический русский театр! Высокую оценку и критики, и зрители (судя по неумолкающим аплодисментам) дали ансамблевой игре Владимирского театра драмы, Центрального Академического театра Российской Армии, щепкинцев, старооскольцев. Участие в Щепкинском фестивале Старооскольского драматического театра для детей и молодежи, по словам члена экспертного жюри фестиваля, заместителя художественного руководителя Малого театра В.В. Подгородинского, вначале его удивило.

- Почему Старый Оскол? Почему Народный театр из небольшого сербского города Ниш? Были у меня такие мысли до знакомства с работами этих театров, - признался Валерий Васильевич. – К счастью, я заблуждался. Они прекрасно вписались в программу актерского фестиваля, и работы актерские у них были достойные. Но, как отметил на итоговой пресс-конференции театральный критик, главный редактор журнала «Театральная жизнь» О.И. Пивоваров, щепкинский фестиваль показал и широчайшие возможности театра: психологического, пластического и поэтического, а также их синтез. Критик уверен, что театр может говорить равнозначно языком психологическим и пластическим. И пример тому – белгородский спектакль, поставленный режиссером В. Беляковичем «Куклы».

Надо сказать, что оба спектакля, представленные хозяевами фестиваля («Куклы» - режиссер Валерий Белякович и «Вишневый сад» - в постановке Бориса Морозова), были высоко оценены театральными критиками. «Я снимаю шляпу перед белгородским театром, - сказала, подводя итоги фестиваля известный театральный критик О.В. Сенаторова. – я второй раз на фестивале и вижу, что за три года та высокая планка, которая была поставлена белгородцами, художественным руководителем театра Виктором Ивановичем Слободчуком, держится. Театр вышел на фестиваль с двумя разностилевыми спектаклями и для меня безусловно, что они фестивальные, сыгранные на современном актерском уровне, поставленные умелой режиссерской рукой. Щепкинский фестиваль имеет право занять свою особую нишу среди других российских актерских фестивалей и выйти на международный уровень. Критик предложила расширить программу фестиваля, включив в него дуэтные, моноспектакли, конференцию по актерскому творчеству. По мнению О.В. Сенаторовой, в нашем городе и в нашем театре все есть для того, чтобы фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину» стал самым мощным актерским фестивалем в России.

Пожалуй, неполной могла бы быть итоговая картина фестиваля без похвального слова режиссерам. Овациями встречали белгородские зрители режиссера–постановщика спектакля «на всякого мудреца довольно простоты» Сергея Морозова (Владимирский театр драмы) и его дядю – художественного руководителя Центрального академического российского театра Армии народного артиста России Бориса Морозова, подарившего зрителям такие разные по стилю, жанру, но равноценные по уровню мастерства спектакли «Вишневый сад» и Одноклассники». Также дважды в фестивальные дни удостаивался криков «браво» Валерий Белякович, поставивший в театре на Юго-Западе «Дракулу» и на белгородской сцене «Кукол».

- У щепкинцев есть любимый зритель. И это видно по всему. И на этом фестивале все сделано для любимого зрителя. Приглашены хорошие театры, представившие достойную игру актеров, режиссерское мастерство. Бронзовый ли Щепкин? Конечно, нет. Он живой, современный, потому что актеры сверяют по нему свои шаги в искусстве, - отметила театральный критик Анастасия Ефремова.

Тут можно бы поставить точку, но щепкинский фестиваль продолжается. Ведущие театральные критики сошлись во мнении, что этот фестиваль должен проводиться не реже, чем через два года. Тем более что в 2013 году мы будем отмечать 215-летие Михаила Щепкина.



Марина УСЕНКОВА,

газета "Наш Белгород", октябрь 2011 г.
2011