Пресса

«Смоленский ковчег» гремит на всю Европу!

Русская мистерия Алексея Доронина «Катерина Измайлова», поставленная по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», ставит перед зрителем весьма необычный, серьезный вопрос: возможно ли сопереживать серийной убийце?
«Катерина Измайлова» - это не история любви. Это – физиологическое исследование темного, греховного торжества плоти, поскольку любовь – понятие глубоко христианское. Чувство, основанное на всепрощении и самопожертвовании. Спектакль Доронина – это мучительная трагедия, разыгранная в душной атмосфере надвигающейся грозы. Появление в жизни главной героини спектакля (Вероника Васильева) приказчика Сергея – лишь первый шаг навстречу к смертному греху. Любовник стал для нее поистине апокалиптическим явлением, выходцем из геенны огненной, затащившим ослепленную сладострастием женщину на самое дно ада. Кровать на сцене –символ предвестника бури, которая бушует в не разбуженном любовью теле молодой купчихи.

Первобытная, безумная страсть будит зверя, и он вырывается наружу, губит ее душу и души тех, кто рядом. Ибо греховное сильней, оно давит сердце, ломая ребра. И даже, ступив на дно, можно сделать усилие и выбраться на поверхность. Сделать вдох. Но Катерине не суждено оттолкнуться, она вязнет в илистой субстанции духовной пропасти низменных страстей, ведущей к финальной черте – самоубийству.

Обуреваемая мутной страстью дремучая баба под раскаты грома выбирает темное начало. Зримое воплощение инферно режиссеру подсказал Лесков: героине в гротескном облике кота является сам Дьявол. Гуттаперчевый Джокер, спутавший карты Катерины Львовны и обратившей ее в смертельно опасную для общества Даму Пик. Да, Катерина всего лишь порочная женщина, но есть деяния, которые принять и простить нельзя.

В спектакле «Катерина Измайлова» прекрасно все: сценография, оригинальное пластическое решение спектакля, свежесть музыкального оформления (микс из «Калинова моста», стоны Насти Полевой).

Важно, что со зрителем ведется серьезный, «вертикальный» разговор на тему личной свободы и ее границ, после которого возникает желание очиститься, просто физически взять и вымыть руки. Увидеть свет на контрасте с губительной тьмой и осознать: как же удивительна хрупкая жизнь, как бережно к ней нужно относиться, чтобы не пролились адские чернила на белые простыни простых человеческих чувств…

Анастасия Петракова,
«Рабочий путь» (Смоленск), 24 апреля 2022 г.

2022