Уроки Валентина Распутина
В нынешнем году белгородцам повезло на встречи с театрами из Иркутска. В июне с успехом прошли гастроли Иркутского академического драматического театра имени Н. Охлопкова. Прозвучало тогда пожелание зрителей: в следующий приезд включить в гастрольную афишу произведения А. Вампилова и В. Распутина.
Не прошло и полгода, как оно исполнилось: другой иркутский театр - ТЮЗ имени А. Вампилова - привез на фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину» спектакль по повести своего земляка сибирского прозаика Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Инсценировка – режиссера Александра Ищенко. Получился спектакль высокого нравственного звучания. Философская глубина, психологизм, драматический накал литературного источника – все это сохранено в постановке. Это тот счастливый случай, когда замыслы писателя и режиссера совпали.
В. Распутин – писатель чуткой души, великий провидец. Повесть написана без малого тридцать лет назад. Но нет в ней налета сиюминутности, и потому так современно звучит она все эти годы. Спектакль иркутян – о самых глубинных основах человеческого бытия.
Сибирская Матера – образ Земли в миниатюре. Триста с лишним лет назад обосновалась деревня на острове, омываемом Ангарой. Казалось бы, стоять ей и стоять. Но построили гидроэлектростанцию, и Матера должна навсегда уйти под воду. Перед зрителями разворачивается драма, которую переживают, с разной степенью остроты, ее обитатели: разрыв с привычным укладом, вынужденное переселение с обжитых мест, с земли, на которой родился и вырос, где похоронены родные. Особенно болезненно насильственное «выкорчевывание» для старух Матеры. Как с величайшим кощунством и святотатством не могут они смириться с надругательством над могилами, сожжением изб, затоплением своей малой родины…
Заслуженная артистка РФ Людмила Стрижова создает цельный образ главной героини, Дарьи. В ней - память поколений, вековая народная мудрость. Именно Дарье Валентин Распутин доверил самые сокровенные свои мысли. Актриса настолько органична в этой роли, что, кажется, между персонажем и исполнителем нет ни малейшего зазора.
Сценическое действие четко организовано. Каждая мизансцена выверена, живописно выразительна.
Постановка заставляет задуматься над нелегкими вопросами: куда идешь, человек? что оставишь после себя?
Спектакль «Прощание с Матерой» по достоинству оценен зрителями и театральными критиками. На I Международном театральном форуме «Золотой витязь» постановка получила серебряный диплом в номинации «Спектакли больших форм». Работа иркутян не осталась незамеченной и на VI Щепкинском фестивале. Спектакль получил Диплом «За обращение к корневым основам народной жизни, за проникновенное воплощение прозы Валентина Распутина».
Элла Саркисьянц для ИА "Бел.ру"
В нынешнем году белгородцам повезло на встречи с театрами из Иркутска. В июне с успехом прошли гастроли Иркутского академического драматического театра имени Н. Охлопкова. Прозвучало тогда пожелание зрителей: в следующий приезд включить в гастрольную афишу произведения А. Вампилова и В. Распутина.
Не прошло и полгода, как оно исполнилось: другой иркутский театр - ТЮЗ имени А. Вампилова - привез на фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину» спектакль по повести своего земляка сибирского прозаика Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Инсценировка – режиссера Александра Ищенко. Получился спектакль высокого нравственного звучания. Философская глубина, психологизм, драматический накал литературного источника – все это сохранено в постановке. Это тот счастливый случай, когда замыслы писателя и режиссера совпали.
В. Распутин – писатель чуткой души, великий провидец. Повесть написана без малого тридцать лет назад. Но нет в ней налета сиюминутности, и потому так современно звучит она все эти годы. Спектакль иркутян – о самых глубинных основах человеческого бытия.
Сибирская Матера – образ Земли в миниатюре. Триста с лишним лет назад обосновалась деревня на острове, омываемом Ангарой. Казалось бы, стоять ей и стоять. Но построили гидроэлектростанцию, и Матера должна навсегда уйти под воду. Перед зрителями разворачивается драма, которую переживают, с разной степенью остроты, ее обитатели: разрыв с привычным укладом, вынужденное переселение с обжитых мест, с земли, на которой родился и вырос, где похоронены родные. Особенно болезненно насильственное «выкорчевывание» для старух Матеры. Как с величайшим кощунством и святотатством не могут они смириться с надругательством над могилами, сожжением изб, затоплением своей малой родины…
Заслуженная артистка РФ Людмила Стрижова создает цельный образ главной героини, Дарьи. В ней - память поколений, вековая народная мудрость. Именно Дарье Валентин Распутин доверил самые сокровенные свои мысли. Актриса настолько органична в этой роли, что, кажется, между персонажем и исполнителем нет ни малейшего зазора.
Сценическое действие четко организовано. Каждая мизансцена выверена, живописно выразительна.
Постановка заставляет задуматься над нелегкими вопросами: куда идешь, человек? что оставишь после себя?
Спектакль «Прощание с Матерой» по достоинству оценен зрителями и театральными критиками. На I Международном театральном форуме «Золотой витязь» постановка получила серебряный диплом в номинации «Спектакли больших форм». Работа иркутян не осталась незамеченной и на VI Щепкинском фестивале. Спектакль получил Диплом «За обращение к корневым основам народной жизни, за проникновенное воплощение прозы Валентина Распутина».
Элла Саркисьянц для ИА "Бел.ру"