Владимир Власович Ярмак
(22 .09. 1942 г. — 23.07. 2001 г.)
Пролог
Это был удивительно красивый человек. Гармонично красивый. Прошло уже более 10 лет, как его нет с нами, но с каждым годом все явственнее для меня проступают черты его внутренней красоты – душевного благородства, не броского но разностороннего интеллекта, неординарность и глубина мышления. Я вижу свой долг в том, чтобы рассказать об этом человеке, ощущая свою вину за то, что при жизни не смогла оценить богатство его личности в полной мере и ему помочь в этом, потому что из-за недооцененности самого себя он многого своевременно не дополучил в этой жизни.
Эпиграфом к моим запискам вполне могла бы послужить как-то брошенная Володей на бегу во время достаточно изнурительного дачного труда фраза: КАКОЕ ЭТО СЧАСТЬЕ – ЖИТЬ! Вся его насыщенная (ни минуты покоя) жизнь, несмотря на преодоление многочисленных житейских трудностей, была переполнена радостью бытия. Даже несмотря на сложности его семейной жизни, да и актерской судьбы тоже. Он конечно же очень близко принимал все выпавшие на его долю невзгоды. Но при этом боль сердечная не мешала ему видеть мир во всем его многообразии и богатстве красок.
Успешное вхождение в профессию
(22 .09. 1942 г. — 23.07. 2001 г.)
Пролог
Это был удивительно красивый человек. Гармонично красивый. Прошло уже более 10 лет, как его нет с нами, но с каждым годом все явственнее для меня проступают черты его внутренней красоты – душевного благородства, не броского но разностороннего интеллекта, неординарность и глубина мышления. Я вижу свой долг в том, чтобы рассказать об этом человеке, ощущая свою вину за то, что при жизни не смогла оценить богатство его личности в полной мере и ему помочь в этом, потому что из-за недооцененности самого себя он многого своевременно не дополучил в этой жизни.
Эпиграфом к моим запискам вполне могла бы послужить как-то брошенная Володей на бегу во время достаточно изнурительного дачного труда фраза: КАКОЕ ЭТО СЧАСТЬЕ – ЖИТЬ! Вся его насыщенная (ни минуты покоя) жизнь, несмотря на преодоление многочисленных житейских трудностей, была переполнена радостью бытия. Даже несмотря на сложности его семейной жизни, да и актерской судьбы тоже. Он конечно же очень близко принимал все выпавшие на его долю невзгоды. Но при этом боль сердечная не мешала ему видеть мир во всем его многообразии и богатстве красок.
Успешное вхождение в профессию
Он мог быть талантливым скульптором, архитектором, художником, но стал талантливым актером. Несмотря на предложения других театров во время гастролей, Владимир Ярмак около 33 лет оставался актером одного театра – Белгородского академического драматического. С первых своих шагов он обратил на себя внимание белгородских зрителей. Это поиски, находки, порой огорчения. Но индивидуальность молодого актера проявилась сразу: удивительная пластичность и неуемная доброжелательная энергия. Уже в первый год его наградили Почетной грамотой за исполнение роли в спектакле «На улице счастливой». В театре острохарактерный актер был постоянно востребован.
Первые роли в спектаклях «Необыкновенный процесс» М. Симовой — милиционера, «Под каштанами Праги» К. Симонова — Людвича, «Соловьиная ночь» В. Ежова — Кобылко, сержанта. Прошел только год работы молодого актера на белгородской сцене, но режиссер Л. Моисеев после исполнения роли Трощина и 2-го красноармейца в спектакле «Непроданное сокровище» Л. Говорухи — Отрока записал на программке актеру В. Ярмаку: «Владимир Власович, предвижу Вашу интересную театральную будущность. Все зависит от Вашего отношения к делу. До творческих встреч!» фото
Первые роли в спектаклях «Необыкновенный процесс» М. Симовой — милиционера, «Под каштанами Праги» К. Симонова — Людвича, «Соловьиная ночь» В. Ежова — Кобылко, сержанта. Прошел только год работы молодого актера на белгородской сцене, но режиссер Л. Моисеев после исполнения роли Трощина и 2-го красноармейца в спектакле «Непроданное сокровище» Л. Говорухи — Отрока записал на программке актеру В. Ярмаку: «Владимир Власович, предвижу Вашу интересную театральную будущность. Все зависит от Вашего отношения к делу. До творческих встреч!» фото
Положительный отклик у зрителей получила и его работа в роли Робина Гуда в одноименном спектакле С. Заяицкого
Во втором своем театральном сезоне молодой актер, несмотря на свой небольшой опыт, на репетициях спектакля «Остров сокровищ» Р. Стивенсона с режиссером С. Кириловой позволяет уже себе отстаивать своё видение роли Джима Гокинса. После премьеры она написала: «Владимир Власович! Поздравляю Вас с премьерой, с преодолением многих рифов, благодарю за отличные бои (прямые и косвенные! Одни очень украсили спектакль, другие научили меня кое-чему в жизни)». Успешно выступил он в роли Пабло в пьесе «Трамвай желания» Т. Уильямса у этого же режиссера. В мае 1972 года после премьеры спектакля «Женщины» Н. Анкилова, где он сыграл роль деда Савелия, главный режиссер театра Л. Моисеев предрекает актеру большое будущее: «Дорогой Владимир Власович! Поздравляю Вас с успехом. Еще раз убедился, что Вы человек с большим будущим. Не променяйте его на мелочи, быть романтиком не так у глупо».
Удачными были работы в спектаклях «Жестокие игры» А Арбузова (роль Никиты Лихачева), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (роль мушкетера), «Касатка» А.Н. Толстого (роль Панкрата-матроса), «Скупой» Ж-Б Мольера (роль Валера), «Женитьба» Н. Гоголя (роль Анучкина), «Голубые олени» (роль Дипломата — остро, занимательно, органично ), «Отелло» – роль Родриго, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Декамерон» – роль рыцаря и многие – многие другие.
Восхождение на вершину
Своими небольшими, но яркими актерскими работами Ярмак завоевал постоянных почитателей своего таланта, стал ведущим актером театра. В 1986 году был удостоен высокой награды –ордена «Знак Почета». Володя никогда не хвастался своей наградой, более того считал, что не достоин её, впрочем как и звания Заслуженного артиста РФ. Эта природная скромность, постоянное самоедство так же, как и удивительное трудолюбие были энергетическими движителями его профессионального мастерства.
Как зависима судьба актера от режиссера! Приезжий режиссер Е. Григорьян после спектакля «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, в котором Ярмак в 48 лет сыграл роль Гижи, написал, что ему надо играть главные роли, и он надеется на дальнейшую работу с талантливым актером. И, может быть, взгляд приезжего режиссера повлиял на судьбу актера.
В этом же сезоне В. Варецкий дает ему роль профессора Максимо Рохаса в пьесе Алехандро Касона «Три супруги — совершенства», с которой артист Ярмак справляется превосходно. Режиссер после премьеры написал: «С премьерой, уважаемый Владимир Власович! Спасибо за помощь в создании спектакля. Спасибо за интересные находки и старание, за человечность и профессионализм». Этот же режиссер восхищается его работой над ролью Лукьяна Лукьяныча Чебакова в пьесе А. Островского «Женитьба Бальзаминова»: «Володя! Спасибо! Браво! Профессия! Актер!».
Во втором своем театральном сезоне молодой актер, несмотря на свой небольшой опыт, на репетициях спектакля «Остров сокровищ» Р. Стивенсона с режиссером С. Кириловой позволяет уже себе отстаивать своё видение роли Джима Гокинса. После премьеры она написала: «Владимир Власович! Поздравляю Вас с премьерой, с преодолением многих рифов, благодарю за отличные бои (прямые и косвенные! Одни очень украсили спектакль, другие научили меня кое-чему в жизни)». Успешно выступил он в роли Пабло в пьесе «Трамвай желания» Т. Уильямса у этого же режиссера. В мае 1972 года после премьеры спектакля «Женщины» Н. Анкилова, где он сыграл роль деда Савелия, главный режиссер театра Л. Моисеев предрекает актеру большое будущее: «Дорогой Владимир Власович! Поздравляю Вас с успехом. Еще раз убедился, что Вы человек с большим будущим. Не променяйте его на мелочи, быть романтиком не так у глупо».
Удачными были работы в спектаклях «Жестокие игры» А Арбузова (роль Никиты Лихачева), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (роль мушкетера), «Касатка» А.Н. Толстого (роль Панкрата-матроса), «Скупой» Ж-Б Мольера (роль Валера), «Женитьба» Н. Гоголя (роль Анучкина), «Голубые олени» (роль Дипломата — остро, занимательно, органично ), «Отелло» – роль Родриго, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Декамерон» – роль рыцаря и многие – многие другие.
Восхождение на вершину
Своими небольшими, но яркими актерскими работами Ярмак завоевал постоянных почитателей своего таланта, стал ведущим актером театра. В 1986 году был удостоен высокой награды –ордена «Знак Почета». Володя никогда не хвастался своей наградой, более того считал, что не достоин её, впрочем как и звания Заслуженного артиста РФ. Эта природная скромность, постоянное самоедство так же, как и удивительное трудолюбие были энергетическими движителями его профессионального мастерства.
Как зависима судьба актера от режиссера! Приезжий режиссер Е. Григорьян после спектакля «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, в котором Ярмак в 48 лет сыграл роль Гижи, написал, что ему надо играть главные роли, и он надеется на дальнейшую работу с талантливым актером. И, может быть, взгляд приезжего режиссера повлиял на судьбу актера.
В этом же сезоне В. Варецкий дает ему роль профессора Максимо Рохаса в пьесе Алехандро Касона «Три супруги — совершенства», с которой артист Ярмак справляется превосходно. Режиссер после премьеры написал: «С премьерой, уважаемый Владимир Власович! Спасибо за помощь в создании спектакля. Спасибо за интересные находки и старание, за человечность и профессионализм». Этот же режиссер восхищается его работой над ролью Лукьяна Лукьяныча Чебакова в пьесе А. Островского «Женитьба Бальзаминова»: «Володя! Спасибо! Браво! Профессия! Актер!».
В следующем сезоне московский режиссер Феликс Берман восторженно написал на программке после премьеры спектакля этого же автора «Деревья умирают стоя», в котором главную роль директора сыграл уже 3аслуженный артист РФ Ярмак: «Дорогой Вл. Власович! С премьерой, красавец! Вперед и выше! Еще выше! И снова вперед! И снова еще выше! Успеха!».
Даже тогда, когда роли у Ярмака были не главные, каждая сыгранная им роль, как фейерверк эмоций, привлекала внимание и любовь зрителей. Он уверенно работал с режиссерами, привносил свое видение характера героя. Режиссеры также охотно работали с трудолюбивым и творческим актером.
Талантливо он сыграл роль Фрекен-Бок в спектакле «Карлсон, который живет на крыше». Спектакль — детский и Ярмак играл в нем с удовольствием.
Доподлинно известно, что чем богаче душа у актера, тем тоньше игра. Ярмак много читал, сформировал у себя вкус к талантливым произведениям художников, скульпторов, композиторов. И насколько позволяло время, Ярмак дружил с художниками, которые ему дарили свои картины, некоторые он покупал, что стало началом его скромной коллекции. Постепенно он собрал неплохую фонотеку классических произведений и лучших исполнителей современной отечественной и зарубежной эстрады.
Мастер создания удивительных характеров на сцене с открывшимся в последние годы трагическим талантом, восхищавшим не только зрителей, но и коллег по цеху, с достоверной убедительностью и проникновенной душевностью сыгравший роли ветерана Великой Отечественной войны в спектакле «Не самое лучшее утро нашей жизни» и роль Ярополка в «Крестителе» — вот таким предстает перед нами в последние годы своей жизни актер Владимир Ярмак.
Взаимная любовь с пантомимой
Доподлинно известно, что чем богаче душа у актера, тем тоньше игра. Ярмак много читал, сформировал у себя вкус к талантливым произведениям художников, скульпторов, композиторов. И насколько позволяло время, Ярмак дружил с художниками, которые ему дарили свои картины, некоторые он покупал, что стало началом его скромной коллекции. Постепенно он собрал неплохую фонотеку классических произведений и лучших исполнителей современной отечественной и зарубежной эстрады.
Мастер создания удивительных характеров на сцене с открывшимся в последние годы трагическим талантом, восхищавшим не только зрителей, но и коллег по цеху, с достоверной убедительностью и проникновенной душевностью сыгравший роли ветерана Великой Отечественной войны в спектакле «Не самое лучшее утро нашей жизни» и роль Ярополка в «Крестителе» — вот таким предстает перед нами в последние годы своей жизни актер Владимир Ярмак.
Взаимная любовь с пантомимой
Ярмак еще в институте стал осваивать выразительное искусство пантомимы — передачу чувств с помощью бессловесной пластики человеческого тела. Не в каждой роли это умение было уместно, более того, в известной мере это могло быть и превышением меры выразительных средств. Я порою обращала его внимание на это. И чтобы в полной мере насладиться своим любимым делом, Ярмак создал студию пантомимы в клубе глухих, работал в студенческом театре технологического института.
Работал он самозабвенно, и это принесло результаты. Участие в 70-80-е годы во многих международных фестивалях-конкурсах. В 1977 году на 5 международном фестивале мимов-любителей в Чехословакии в г. Брно главный приз завоевал Сергей Бухтияров, а особыми призами были награждены вся программа белгородцев из 6 номеров, а также дуэт исполнителей (Сергей Бухтияров и Сергей Шашелев) — за «Концерт в четыре руки» . Ученик Ярмака Сергей Шашелев стал с 1981 года работать с ансамблем пантомимы Вячеслава Полунина «Лицедеи». На своей афише Полунин при встрече с Ярмаком написал: «Очень довольны Вашим учеником, прекрасным актером – Сережей. Ждем с Вами встреч»
Работал он самозабвенно, и это принесло результаты. Участие в 70-80-е годы во многих международных фестивалях-конкурсах. В 1977 году на 5 международном фестивале мимов-любителей в Чехословакии в г. Брно главный приз завоевал Сергей Бухтияров, а особыми призами были награждены вся программа белгородцев из 6 номеров, а также дуэт исполнителей (Сергей Бухтияров и Сергей Шашелев) — за «Концерт в четыре руки» . Ученик Ярмака Сергей Шашелев стал с 1981 года работать с ансамблем пантомимы Вячеслава Полунина «Лицедеи». На своей афише Полунин при встрече с Ярмаком написал: «Очень довольны Вашим учеником, прекрасным актером – Сережей. Ждем с Вами встреч»
В 1984 году Ярмака приглашают в Москву в экспериментальную лабораторию по проблемам пластического театра, где уже хорошо знали о народном театре-студии пантомимы Ярмака, опыт его работы заинтересовал Союз театральных деятелей. В 1987 году режиссер народного театра – студии пантомимы «Рама» Белгородского областного ДК Всесоюзного общества глухих Владимир Ярмак за отличную подготовку и успешное выступление коллектива пантомимы в смотрах и конкурсах стал дипломантом Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70 — летию Октябрьской революции. В 1991 году Ярмак со своими студийцами принял участие в международном фестивале мимов-любителей в Мадриде. Сейчас, перелистывая документы, я воссоздаю в памяти события и восхищаюсь скромностью Ярмака, который не только не хвастал об этом на работе, но и дома особенно не распространялся, а другой бы сделал себе на этом неплохую профессиональную рекламу.
На вершине мастерства
Считая себя характерным актером, В. Ярмак на протяжении более двух десятков лет был занят только в этом амплуа, несмотря на свою внешность скорее героя-любовника. Он неожиданно для себя был востребован режиссерами на главные роли как драматический актер. .
90-е годы стали расцветом доверия режиссеров и таланта актера. Ярмак вместе с режиссерами ищет недостающие, по его разумению, детали для создания убедительного образа. Его пластический талант оказался так же востребованным. В спектакле по пьесе А. Толстого «Князь Серебряный» он занят как режиссер по пластике и актер в роли Афанасия Ивановича Вяземского. Ярмак также был постановщиком танцев во многих спектаклях.
В 53 года он блистательно сыграл роль 26- летнего Хлестакова в гоголевской комедии «Ревизор». Несмотря на огромную возрастную разницу, он убедительно создал образ человека до крайности легкомысленного и пустого, этакого фанфаронистого вертопраха. Благодаря его темпераменту, пластичности, органичному перевоплощению в жуира, обаятельного прохиндея ни у кого из зрителей не возникло недоумения по поводу возраста актера. Режиссер Ю. Чернышов написал: «С премьерой! Спасибо за понимание и взаимовыручку! Неожиданный и очень дорогой для меня результат»
На вершине мастерства
Считая себя характерным актером, В. Ярмак на протяжении более двух десятков лет был занят только в этом амплуа, несмотря на свою внешность скорее героя-любовника. Он неожиданно для себя был востребован режиссерами на главные роли как драматический актер. .
90-е годы стали расцветом доверия режиссеров и таланта актера. Ярмак вместе с режиссерами ищет недостающие, по его разумению, детали для создания убедительного образа. Его пластический талант оказался так же востребованным. В спектакле по пьесе А. Толстого «Князь Серебряный» он занят как режиссер по пластике и актер в роли Афанасия Ивановича Вяземского. Ярмак также был постановщиком танцев во многих спектаклях.
В 53 года он блистательно сыграл роль 26- летнего Хлестакова в гоголевской комедии «Ревизор». Несмотря на огромную возрастную разницу, он убедительно создал образ человека до крайности легкомысленного и пустого, этакого фанфаронистого вертопраха. Благодаря его темпераменту, пластичности, органичному перевоплощению в жуира, обаятельного прохиндея ни у кого из зрителей не возникло недоумения по поводу возраста актера. Режиссер Ю. Чернышов написал: «С премьерой! Спасибо за понимание и взаимовыручку! Неожиданный и очень дорогой для меня результат»
За роль Мистера Уэбба в спектакле «Наш городок» Т.Уайдлера Ярмак был удостоен премии им.М.Щепкина и награжден дипломом. ФОТО…
Московские театральные режиссеры с удовольствием работали с актером Ярмаком. Анатолий Морозов после премьеры «Нашего городка» написал «Дорогой Владимир Власович, Вашего редактора Вы классно «отредактировали» своей фантазией, азартом и вдохновением каждой репетиции. Мне кажется, наша первая встреча произошла во взаимной радости. С прекрасной работой!»
А о ярмаковской роли Робинзона в спектакле А. Островского «Бесприданница» тот же Анатолий Морозов после премьеры написал: «Дорогой Владимир Власович! Самое дорогое в содеянном нами – мы разрушили стереотипы и создали нечто неожидаемое. А Ваши творческие беспокойность и дотошность меня восхищают. Я рад, что встретил Вас – талантливого, яркого, глубокого и вдохновенного Актера! С премьерой!».
За исполнение роли Бобыля Бакулы в «Снегурочке» А. Островского Вадим Демин написал: «Дорогой Владимир Власович! Встреча с Вами – подарок судьбы, неожиданный и счастливый. Спасибо матушке-земле за то, что Вы есть, и дай Бог – ещё долго будете!».
Московские театральные режиссеры с удовольствием работали с актером Ярмаком. Анатолий Морозов после премьеры «Нашего городка» написал «Дорогой Владимир Власович, Вашего редактора Вы классно «отредактировали» своей фантазией, азартом и вдохновением каждой репетиции. Мне кажется, наша первая встреча произошла во взаимной радости. С прекрасной работой!»
А о ярмаковской роли Робинзона в спектакле А. Островского «Бесприданница» тот же Анатолий Морозов после премьеры написал: «Дорогой Владимир Власович! Самое дорогое в содеянном нами – мы разрушили стереотипы и создали нечто неожидаемое. А Ваши творческие беспокойность и дотошность меня восхищают. Я рад, что встретил Вас – талантливого, яркого, глубокого и вдохновенного Актера! С премьерой!».
За исполнение роли Бобыля Бакулы в «Снегурочке» А. Островского Вадим Демин написал: «Дорогой Владимир Власович! Встреча с Вами – подарок судьбы, неожиданный и счастливый. Спасибо матушке-земле за то, что Вы есть, и дай Бог – ещё долго будете!».
Последние три года в своих театральных работах В. Ярмак, как говорят все его коллеги, дошел до вершины трагического мастерства. Мастер комедийных мизансцен, яркий экстраверт в своих прежних ролях, он неожиданно для всех стал брать самые высокие трагические ноты, поражая своих партнеров по сцене.
Я считаю, что самой пронзительной высоты актер Ярмак достиг в роли Ярополка в спектакле «Креститель» С. Таюшева. Сцена прощания с женой была сыграна с таким щемящим трагизмом, что я, забыв обо всем, со слезами на глазах сопереживала происходящему на сцене действу. Анатолий Морозов написал: «Дорогой Владимир Власович! Поздравляю Вас с премьерой, законченной по сути, собранной Вами из дробных кусков работой. Радуюсь тому, что наш творческий контакт требует все меньше слов».
Я считаю, что самой пронзительной высоты актер Ярмак достиг в роли Ярополка в спектакле «Креститель» С. Таюшева. Сцена прощания с женой была сыграна с таким щемящим трагизмом, что я, забыв обо всем, со слезами на глазах сопереживала происходящему на сцене действу. Анатолий Морозов написал: «Дорогой Владимир Власович! Поздравляю Вас с премьерой, законченной по сути, собранной Вами из дробных кусков работой. Радуюсь тому, что наш творческий контакт требует все меньше слов».
Как вспоминал народный артист России Николай Черныш, в спектакле «Не самое лучшее утро нашей жизни» где Володя сыграл главную роль ветерана Великой Отечественной войны, который трагически воспринимает попытки молодежи развенчать героизм своих отцов, у него не только боль была в глазах, подернутых слезой, но и кожа на лице покрылась пятнами, руки дрожали, когда он извинялся перед молодым поколением за то, что не так воевали, напрасно целину покоряли.
Переход Володи в другое амплуа или, точнее, использование его и в другом амплуа, я отношу не только к
прозорливости режиссеров, но и к сложившейся ситуации в театре – не было другого актера на эту роль. Это был счастливый случай для актера Ярмака, который из-за скромности и требовательности к себе не претендовал на повышение своей профессиональной планки.
Наряду с постоянной творческой занятостью Володя занимался активной общественной деятельностью. Более десяти лет он был бессменным председателем профкома. Как радостные события в коллективе, так и печальные — не проходили без его активного участия. Он нес общественную нагрузку без брюзжания, считая своим долгом помогать окружающим. Володя всегда приходил на помощь, когда в ней нуждались близкие, друзья и просто знакомые. Таким его запомнили и соседи по даче.
Искусство умирать
Заболел он неожиданно — в начале февраля 2001. Лечили его от гриппа дома, затем от остеохондроза в стационаре, но после вмешательства моей сестры – врача-окулиста, которая недоумевая по поводу затянувшейся болезни, решила посмотреть его глазное дно и заподозрила у него опухоль головного мозга, развитие которой проводимое лечение только ускорило. Страшный приговор он выслушал от медиков мужественно, как философ-стоик. В московский институт имени Бурденко, где находился с 4 марта 3 месяца, он взял с собой Библию, но, прочитав, возвратил и попросил привезти философов, заметив, что Библия насаждает рабскую психологию. За это время он прочитал трехтомник Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйера, Паскаля. Понимая, сколь мало ему отпущено, он старался с помощью философов осмыслить и достойно встретить неизбежное. Даже в институте искренне недоумевал, почему все ходят с опрокинутыми лицами — ведь жизнь еще продолжается.
С присущим ему чувством юмора он поддерживал тяжелобольных соседей по палате, помогал им физически. Все время он держался мужественно и не роптал. Думая, что ему ещё отпущены 2 года, планировал, что нужно за это время сделать, чтобы обустроить мою жизнь: достроить дачу и даже расширить оградку по просьбе тещи, которая пережила его на 3 года. Он высказывал тревогу за судьбу своей дочери и оговорил все стороны наших взаимоотношений. Последние месяцы жизни проявили его как мужественного человека, ответственного мужа и отца. 23 июля 2001 года он ушел в мир иной молча и безропотно, я сама ему закрыла глаза.
ЭПИЛОГ
Как жаль, что актеру, достигшему вершины своего мастерства, не суждено было долго радовать зрителей своим талантом, самому насладиться радостью творчества сполна. Такова его судьба. А как до сих пор его не хватает на белгородской сцене! Удивительно пластичный, энергичный и музыкальный актер с неповторимой яркой индивидуальностью. Судьба каждого актера сугубо индивидуальна. Но соотношение врожденных качеств и трудолюбия, видимо, и определяет степень таланта актера. У него были природные данные, но развить их и приумножить помогло великое трудолюбие. Вот такой своей судьбой дает В. Ярмак ответ на вопрос – актерами рождаются или становятся. Актер одного театра, он проявил свою преданность ему, когда уже тяжело больной не смог отказать своей коллеге, у которой был бенефис, и более двух часов играл в спектакле «Маленькое происшествие на лоне природы» С Лобозерова, исполняя главную роль Никанора Епифановича Журавлева. Я думаю, что в энерго-информационном пространстве Вселенной мои воспоминания, воспоминания его друзей и поклонников, для которых этот сайт всегда открыт, не затеряются и придадут успокоение его мятущейся душе. 22 cентября 2012 года Ярмак мог бы отмечать своё 70-летие. Помянем его. Царство ему небесное!
Светлана Мелехова, вдова.
Сайт «Летопись Белогорья», 21 сентября 2012 г.
Заболел он неожиданно — в начале февраля 2001. Лечили его от гриппа дома, затем от остеохондроза в стационаре, но после вмешательства моей сестры – врача-окулиста, которая недоумевая по поводу затянувшейся болезни, решила посмотреть его глазное дно и заподозрила у него опухоль головного мозга, развитие которой проводимое лечение только ускорило. Страшный приговор он выслушал от медиков мужественно, как философ-стоик. В московский институт имени Бурденко, где находился с 4 марта 3 месяца, он взял с собой Библию, но, прочитав, возвратил и попросил привезти философов, заметив, что Библия насаждает рабскую психологию. За это время он прочитал трехтомник Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйера, Паскаля. Понимая, сколь мало ему отпущено, он старался с помощью философов осмыслить и достойно встретить неизбежное. Даже в институте искренне недоумевал, почему все ходят с опрокинутыми лицами — ведь жизнь еще продолжается.
С присущим ему чувством юмора он поддерживал тяжелобольных соседей по палате, помогал им физически. Все время он держался мужественно и не роптал. Думая, что ему ещё отпущены 2 года, планировал, что нужно за это время сделать, чтобы обустроить мою жизнь: достроить дачу и даже расширить оградку по просьбе тещи, которая пережила его на 3 года. Он высказывал тревогу за судьбу своей дочери и оговорил все стороны наших взаимоотношений. Последние месяцы жизни проявили его как мужественного человека, ответственного мужа и отца. 23 июля 2001 года он ушел в мир иной молча и безропотно, я сама ему закрыла глаза.
ЭПИЛОГ
Как жаль, что актеру, достигшему вершины своего мастерства, не суждено было долго радовать зрителей своим талантом, самому насладиться радостью творчества сполна. Такова его судьба. А как до сих пор его не хватает на белгородской сцене! Удивительно пластичный, энергичный и музыкальный актер с неповторимой яркой индивидуальностью. Судьба каждого актера сугубо индивидуальна. Но соотношение врожденных качеств и трудолюбия, видимо, и определяет степень таланта актера. У него были природные данные, но развить их и приумножить помогло великое трудолюбие. Вот такой своей судьбой дает В. Ярмак ответ на вопрос – актерами рождаются или становятся. Актер одного театра, он проявил свою преданность ему, когда уже тяжело больной не смог отказать своей коллеге, у которой был бенефис, и более двух часов играл в спектакле «Маленькое происшествие на лоне природы» С Лобозерова, исполняя главную роль Никанора Епифановича Журавлева. Я думаю, что в энерго-информационном пространстве Вселенной мои воспоминания, воспоминания его друзей и поклонников, для которых этот сайт всегда открыт, не затеряются и придадут успокоение его мятущейся душе. 22 cентября 2012 года Ярмак мог бы отмечать своё 70-летие. Помянем его. Царство ему небесное!
Светлана Мелехова, вдова.
Сайт «Летопись Белогорья», 21 сентября 2012 г.