Пресса. Фестиваль

Чиновники всегда найдут доходные места

Чиновники всегда найдут доходные места

Ну, кто бы мог подумать, что пьеса Александра Островского "Доходное место", написанная в ХIX веке, окажется столь актуальной сегодня.

Ну, кто бы мог подумать, что пьеса Александра Островского "Доходное место", написанная в ХIХ веке, окажется столь актуальной сегодня. Ведь никто не станет отрицать, что технический прогресс существует сам по себе, а взятки, коррупция как были, так и есть. Бьемся, бьемся, а изменить психологию рвача, живущего по принципу "не пойман – не вор" не можем. А вот театр способен вывернуть человека без совести на изнанку и показать его во всем отвратительном блеске. И для этого все жанры хороши.

Севастопольский академический театр имени Луначарского привез на белгородский фестиваль "Актеры России – Михаилу Щепкину" комедию "Доходное место", разоблачая и высмеивая присосавшихся к доходной кормушке служителей закона. Режиссер Григорий Лифанов обратился к этому произведению неслучайно, из чувства протеста против общества, на словах призывающего к порядку и достоинству, а на деле равнодушно взирающему на казнокрадство и кумовство.

Так город – герой Севастополь за годы правления украинских временщиков превратился из белокаменного красавца в серый, замусоренный анклав с разбитыми дорогами, в то время, как местные олигархи богатели и строили на берегу Черного моря шикарные дачи. Сам же театр, разрушенный в годы Великой Отечественной войны, и заново выстроенный в 1957-м году, продолжал играть на русском языке, получая жалкие подачки от министерства культуры Украины. Но артисты держались, зная, что у них есть свое оружие – это русская классика, которая не дает умирать человеческому достоинству.

Главный герой спектакля Василий Жадов – молодой человек с прогрессивными идеями и грандиозными планами осчастливить все человечество не в состоянии терпеть чиновничий беспредел. Он хочет жить по совести и к этому призывает других, но юноша влюблен… И тут начинается самое страшное – его возлюбленная, став женой принципиального борца за справедливость, подвергается атакам матери и сестры, для которых семейное счастье строится только на богатстве. И как это часто бывает – наивная простота жены оборачивается против Жадова, поскольку у Полиньки (актриса Анастасия Жаднова), нет своего мнения, ей хочется быть, как все. Как все жены разбогатевших чиновников красиво одеваться, жить в доме с колонами, а каким образом муж достает деньги, это дело – десятое.

На протяжении всего спектакля – параллельно существуют два мира – правдолюбца Жадова в исполнении Евгения Овсянникова и конторы чиновников с длинными перьями, где процветает лизоблюдство, предательство, чванство. Повышение по службе получают те, у кого гибкий позвоночник, умение держать язык за зубами и во всем потакать начальству. Уж сколько столетий прошло, люди из карет пересели на автомобили, стали летать на самолетах, а рабская психология по-прежнему сидит занозой в "свободном" обществе. Именно поэтому свои сатирические стрелы режиссер направляет против выскочек и казнокрадов, объявивших себя хозяевами жизни. И вместе с тем, в спектакле Лифанова, эти "гиганты" великих махинаций смешны и уродливы, а духовные запросы мелки и ничтожны. Правая рука главы департамента Аким Акимыч Юсов, сыгранный Анатолием Бобером в гротесковом рисунке, распределяет доходные места, но не способен сыграть опытного ловеласа. "Кишка тонка". Он робеет и мнется, словно нашкодивший школьник, когда молодящаяся вдова Кукушкина, (актриса Людмила Шестакова), ради выгоды, готова согрешить с ним. Примерно так же осторожно, исподтишка ведет себя с невестой его протеже Белогубов, мечтающий о должности столоначальника. Как только выращенный карьерист получает лакомое местечко – тут же маска угодливости исчезает и перед зрителями предстает либеральный хам. Александр Порываев сыграл эту роль виртуозно с налетом обаятельного подлеца, что ничуть не смущает его практичную жену Юлиньку, поскольку они стоят друг друга.

Спектакль севастопольского театра лишен скучной назидательности, он весел и игрив, энергичен и стремителен, и мораль его проста – "сколько веревочке не виться, а правда все равно победит". Только для этого одной жизни может и не хватить.

Людмила Лебедь,

РИА «Трибуна», 7 октября 2016 г.
2016