Пресса
2013-12-04 09:40

Иллюзии о небожителях

Юрий Поляков. «Как боги». Трагикомедия в двух актах. Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина. Режиссёр - Игорь Ткачёв. Художник-постановщик - Марина Шепорнёва.

Сентябрь 2012-го. На сцене Белгородской драмы - премьера спектакля «Одноклассники» в постановке народного артиста России Бориса Морозова. В основе - одноимённая пьеса Юрия Полякова. Известный российский писатель, драматург, главный редактор «Литературной газеты», он присутствует в тот вечер в зале и после показа признаёт белгородскую версию одной из лучших сценических интерпретаций его «Одноклассников». И когда в сентябре Поляков завершил работу над новым произведением «Как боги», то отдал право его постановки нашему театру.

«Как боги» - трагикомедия с элементами мелодрамы. Действие спектакля разворачивается в пространстве, больше располагающем к созерцанию, нежели к тем страстям, свидетелями которых зрителям предстоит стать. Стены, испещрённые иероглифами, низкий обеденный стол и подушки вместо стульев, лампы-фонарики… - интерьер квартиры отставного дипломата Гаврюшина решён в стиле китайского минимализма. Причудливо пляшут тени на раздвижных, ведущих в лоджию дверях: очертания старой липы, дрожащей под порывами ветра, и… силуэт, в котором угадывается женщина в костюме китаянки. Кто она? Возможно, китайская богиня-птица, которая предвещает приближающуюся беду... Звучит музыка Поднебесной, а в ней - фрагменты из произведений китайских поэтов эпохи Тан (Ли Бо, Ду Фу). Этими лирическими эпиграфами режиссёр предварит сцены и организует параллельное действие, которое между тем призвано обнажить и во многом объяснить трагедию каждого из героев.

Когда-то занятия консультанта по этикету Гаврюшиной помогли ныне крупному бизнесмену Эдуарду Непочатому. Теперь он хочет, чтобы Вера Николаевна «окультурила» его помощника, самородка из Сибири Артёма Бударина. И всё бы ничего, если бы не два «но»… Мальчик с небом над головой оказывается в центре двух конфликтов - любовного и криминального... Спектакль вслед за пьесой предлагает клубок запутанных сюжетных линий.

Леонид Гаврюшин - Вера Николаевна. Они познакомились в очереди на выставку Петрова-Водкина. Оба пережившие предательство и вроде бы симпатичные люди… Он - покинутый женой, которую «на импорт потянуло», и с маленьким сыном на руках. Она - оставленная любимым ради карьеры и с помыслами о мести, но запутавшаяся в этом своём желании окончательно и, в конечном счёте, отомстившая себе.

Роль Гаврюшина исполняет заслуженный артист России Виталий Бгавин. Нелепо, комично смотрится он в красном с золотым драконом халате и домашних тапочках… Вообще, наверное, более 50% юмора и иронии, заложенных в пьесе и воплощённых в спектакле, приходится именно на него. Он настоящий как бы спрятан за образом вечного пьяницы. Вот только вино он пьёт, чтобы «от дум избавиться постылых». Гаврюшин остроумен, обаятелен. Мы знаем, что он самостоятельно, благодаря своим талантам, сделал успешную карьеру. Нет персонажа, который бы питал к нему ненависть… Скорее, его жалеют. Между тем отставной дипломат - пожалуй, один из главных персонажей «Как боги». Сквозь пелену хмеля он наблюдает, как распадается его «китайская» эпоха и как начинается складываться эпоха других - непонятных, непонятых и неприкаянных, в которой ему, увы, уже нет места.

Вера Николаевна - Бударин - Алёна. Веру Николаевну играет Надежда Пахоменко, создавая образ женщины интеллигентной, элегантной, привыкшей скрывать свои чувства… «Наркотической женщиной» называет её Непочатый. И, действительно, есть что-то в Гаврюшиной гипнотическое… Хрупкая, миниатюрная, она сама напоминает восточную красавицу, у которой непременно должна быть тайна. Эту свою тайну она сокрыла глубоко, давно наглухо закрывшись в своём панцире. Но любовь, внезапно возникшая между нею и Будариным, преображает её. Правда, ненадолго. Она хотя и несчастлива в браке с нелюбимым и вечно пьяным мужем, но изменить свою жизнь уже не в силах. Так на краткое время створки её панциря раскрылись, чтобы захлопнуться уже навсегда.

Роль Бударина исполняет Дмитрий Гарнов. Играет неровно, то слишком увлекаясь игрой в деревенщину из глухой провинции, то, напротив, чересчур эксплуатируя амплуа героя-любовника. Как бы там ни было, его «срединный» Бударин - человек чести, амбициозный, уверенный, гордый… Он стремится жить так, «как душа просит», невзирая на то, как просит душа других. И восхищается древнегреческим Гермесом, который «мог выпутаться из любого положения и всегда добивался своего». Гаврюшина пытается его образумить: «Они ради власти и похоти убивали, лгали, обманывали, предавали, оскопляли друг друга… крали друг у друга коров, жён, наложниц… А несчастные женщины, которые на свою беду приглянулись блудливым небожителям, гибли или превращались в паучих, в змей, в камни…» Но эффекта это не возымело. Руководствуясь лишь своими импульсами - иногда благородными, а иногда низкими, он прокладывает дорогу своей жизни. С одной стороны, Артём способен на поступок, способен пожертвовать собой ради любимой женщины, с другой - отвергнутый, то ли в отместку, то ли из желания быть рядом с нею в любом качестве, он женится на дочери Гаврюшиной - Алёне, при этом манипулируя чувствами девушки и не задумываясь о чувствах Веры Николаевны.

В Бударина влюбляется и ради него готова полностью изменить свою жизнь Алёна (Дарья Ковалевская). Молодой человек «со стержнем», «жёсткий», сильный, статный, так не похож на обитателей привычного ей мира. Всклокоченное существо, которым она впервые появляется на сцене, живёт лишь ради собственного удовольствия и вне всякой ответственности: неразборчива в связях, злоупотребляет алкоголем, однажды её едва спасли от передозировки, а в другой раз перенесла аборт. Ковалевская предпринимает попытку развить характер своей героини от прямо-таки пещерного существа до девушки, которую полностью преображает чувство настоящей любви, и до человека в отчаянии, который сломлен предательством двух самых близких людей.

Алевтина - Макс, Макс - Бударин - Непочатый. Малиновый пиджак, золото браслетов и колец, щедро разбросанное по рукам… - образ Непочатого, созданный Игорем Нарожным, прочно держит в 90-х. Кажется, нынешние дельцы так уже не выглядят (возникает вопрос о времени происходящих событий). Божок Непочатого - деньги. Он верит в то, что купить можно всё и всех. Правда, он и не злодей, скажем, не способен на убийство. И в исполнении Нарожного весьма добродушен, обаятелен и не скрывает чувств к Вере Николаевне. Он поверил в Бударина и решил ему помочь, только вот, конечно, не ожидал, что тот его превзойдёт. Но в этом его успехе видит зловещее предзнаменование…

Экзальтированная пара - мама и сынок. Тина, как велено называть сыну собственную мать, когда-то доила коров, а потом смекнула, что можно устроить свою жизнь, выйдя замуж за заезжего перспективного студента-международника. Так оно и случилось, только остановиться ей не удалось - после Гаврюшина она меняла мужей ещё много раз и окончательно в них запуталась. В роли Алевтины Мак-Кенди Эвелина Ткачёва роскошна. При всех её пороках нужно отдать должное экстравагантной даме, когда-то осознавшей свои возможности, - её упорству, её жизнелюбию. Она - одна из немногих персонажей «Как боги», кого нельзя назвать несчастливым человеком. Трезво оценивающая жизнь и имеющая удивительную способность противостоять встречающимся трудностям.

Николай Ильдиряков, который играет роль Макса, временами чересчур жеманен. Понятно, что образ утрирован, но иногда кажется, что перед нами мужчина нетрадиционной ориентации или не вполне здоровый человек. Между тем именно Макс - в некотором роде антагонист Бударина. К примеру, Гаврюшин чётко их противопоставляет: Макс - «без стержня», Бударин - «благородный муж», который многого уже добился, в то время как его чадо - ничего. Его нескончаемые попытки построить бизнес лишили отца кинжала эпохи Борющихся царств, сабли эпохи Тан, кнута эпохи Перемен, а по ходу спектакля и трёх жертвенников - то есть, по сути, всего того, чем дорожил отставной дипломат, того, что символизировало для него его золотую эпоху. И именно Макс приводит Бударина к тому пути, что приведёт его к гибели. Артём стремится помочь ему, в очередной раз потерпевшему крах в бизнесе. Он знает человека, которому тот должен. Бударин - в прошлом сержант полковой разведки, прошедший Чечню, познакомился с неким Мусаевым, когда они обменивали пленных под Хасавюртом. С ним-то он и вступает в опасные переговоры.

Развязка обоих ситуаций - любовной и криминальной - наступит одновременно: Алёна и Бударин взорвутся в заминированной людьми Мусаева машине. Пройдут годы: вместо старой липы голову поднимет молодое деревце, вместо загубленных жизней народится новая. Гаврюшин, Вера Николаевна и маленькая дочь (плод её запретной любви) - время, текущее своим чередом, расставит всё по своим местам, указав человеку его место. И как напоминание о прошлом останется Алёнин шарфик, когда-то зацепившийся за стул и теперь развевающийся на холодном осеннем ветру.

Екатерина ШАРОНОВА. Фото Михаила МАЛЫХИНА

Писатель и драматург Юрий ПОЛЯКОВ:

Белгородский театр подтвердил свой высокий уровень

На премьеру спектакля «Как боги» приехал автор пьесы - писатель и драматург, главный редактор «Литературной газеты» Юрий ПОЛЯКОВ. После спектакля Юрий Михайлович поделился впечатлениями с белгородскими журналистами:

- Белгородский театр был практически первым, кому я отдал свою новую пьесу. И должен сказать, что мои авторские ожидания оправдались. Я смотрел спектакль с большим интересом - и как автор, и как зритель. В чём-то оценки автора и зрителя совпадали, в чём-то - нет, но душевно спектакль меня очень захватил. В нём есть интересные режиссёрские придумки, как, например, развитие восточной темы, замечательные актёрские работы… Вообще, при всей моей любви к классике хочу заметить, что когда театр берётся за современную драматургию, где нужно искать и свежие режиссёрские решения, и новые актёрские краски, это всегда является проверкой его уровня. Белгородский театр свой высокий уровень постановкой спектакля «Как боги» подтвердил. Во всяком случае я как автор и зритель испытываю от него удовлетворение. Мне кажется, это удача.

- Что вам показалось неожиданным в спектакле?

- Я в своём тексте решил к минимуму свести цитаты из китайской поэзии, в первом варианте их было гораздо больше. Оказалось, что я был не прав. Режиссёр почувствовал этот недостаток и уже сам из сокровищ китайской поэзии выбрал фрагменты, которые, как мне кажется, звучат очень к месту, эмоционально окрашивают многие сцены. Я даже подумал: напрасно я себя ограничивал, мог бы и сам!

- Актёры очень волновались перед премьерой. Почившие в бозе классики не спросят с театра за интерпретацию их произведений, а вот автор, присутствующий на спектакле, вполне может...

- За почивших в бозе классиков спросит зритель! Всё равно от ответа не уйдёшь. Что же касается присутствия автора на премьере… Это в русском театре всегда было. Малый театр работал с Островским, МХАТ - с Чеховым, Горьким, Булгаковым. Авторы даже перерабатывали, дописывали свои пьесы… Общение драматурга и театра очень полезно, и я стараюсь ездить на все премьеры по моим пьесам. Поэтому как только узнал, что в Белгороде 1 декабря пройдёт первое представление спектакля «Как боги», бросил всё и прямым поездом из Санкт-Петербурга приехал к вам. И не пожалел об этом.

В целом хочу отметить очень ровный актёрский ансамбль, точные характеры… И пожелать спектаклю счастливой судьбы! А если в будущем году, к 60-летию вашего покорного слуги, состоится фестиваль спектаклей, поставленных по моим пьесам, буду рад видеть в его программе спектакль БГАДТ «Как боги»…

Беседовала Наталья ПОЧЕРНИНА
Газета "Белгородские известия", 4 декабря 2013 г.
2013