В БГАДТ им. М. Щепкина прошла премьера «Безымянной звезды». Эту удивительную пьесу написал в годы Второй мировой войны румынский драматург Михай Себастиан. В нашей стране она известна благодаря фильму, снятому Михаилом Козаковым в 1978 году, с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главных ролях.
Ключ к пьесе
Пьеса не утратила своего обаяния и сегодня – ее охотно ставят театры по всей России.
Вот и у белгородцев появилась своя «Безымянная звезда». Это третий спектакль режиссера из столицы Елены Олениной на щепкинской сцене – после постановок антивоенного звучания «Сорок первый» и «Сыновья моих братьев».
На этот раз режиссер обращается к драматургии иного плана. В лирической комедии Себастиана есть все, чтобы увлечь зрителя: живые характеры, нетривиальный сюжет, замечательный язык, тонкая ирония и философская глубина. Но подобрать сценический ключ к этой притче – задача не из легких.
Действие происходит в провинциальном румынском городке. Жизнь его обитателей – рутина. Сценография московского художника Марины Алимовой это подчеркивает. Настенные часы с застывшими стрелками в кабинете начальника вокзала – не просто деталь интерьера, но символ.
Сатирически обрисован мир обывателей, притаившихся за шторами. Сплетни, подглядывание, скука. Режиссер предлагает преувеличенно гротескную трактовку характеров и сцен. За этим решением угадывается желание вызвать смех в зале. Но быт и нравы городка скорее удручают своей бездуховностью, чем забавляют.
Неожиданной оказалась трансформация образа мадемуазель Куку (заслуженная артистка РФ Оксана Бгавина). Учительница местной гимназии, блюстительница нравственности, с легкой руки создателей спектакля превращается… в сексуально озабоченную особу с «весомыми достоинствами».
Встреча в ночи
Марин Мирою – скромный провинциальный учитель космографии, с головой погруженный в книги. Дмитрий Беседа создает трогательный образ человека не от мира сего, романтика, влюбленного в звездное небо. Заметим в скобках: его сценический костюм – громоздкий плащ и еще более несуразный жилет – несколько озадачивает зрителя и отвлекает внимание.
Единственный человек, близкий Марину, – учитель музыки, сочинивший симфонию, но в этом Богом забытом захолустье она никого не интересует. Удря в исполнении Ильи Васильева – добродушный, симпатичный чудак. Правда, пантомима с табуретом – музыкант размахивает им за спиной мадемуазель Куку – как-то не вяжется с его образом.
Героиня, ослепительная красавица из Бухареста, для Вероники Васильевой – роль-преодоление. Актриса признает: ей сложно понять изнеженную, инфантильную Мону.
На грязном вокзале майским вечером случайно встречаются два одиночества – учитель-звездочет и странная незнакомка в белом вечернем платье. Их пути вопреки законам логики и астрономии пересекаются всего на одну ночь, и жизнь преображается до неузнаваемости.
Сцена, когда Марин открывает Моне красоту звездного неба, – апогей спектакля. «Космические» ощущения испытывает в эти мгновения и публика, сопереживая влюбленным. А в монологах Марина о несбывшихся мечтах, иных мирах и созвездиях, затерянных во Вселенной, слышатся отзвуки чеховского «Дяди Вани», недавней премьеры щепкинцев.
При свете наступившего дня вторжение любовника Моны разрушает хрупкую надежду на счастье. В роли Грига – заслуженный артист РФ Виталий Бгавин. В эффектной экипировке, напоминающей скафандр, он похож на инопланетянина. Впрочем, и без подсказки понятно: этот циник, игрок – «экземпляр другой человеческой породы».
Финал романтической истории об искренних порывах и утраченных иллюзиях оставляет у зрителя чувство щемящей грусти. И все же встреча в ночи была не напрасной: звезда, открытая Марином, обрела имя.