Пресса

Актер БГАДТ им. Щепкина: «Каждый человек – учитель, от которого актёр может взять что-то для себя»

АиФ: – Иван Николаевич, начать разговор хочу с недавних трагических событий в нашем городе, связанных с «белгородским стрелком», – как вы думаете, изменилась ли после них психология людей?

И.К.: Для меня это был шок, когда показали этих погибших девочек, которые просто возвращались домой из школы, – как это пережили близкие, родные! И город отреагировал – был траур, был завален цветами Народный бульвар, люди как-то сплотились – горе ведь всегда объединяет. Наш город всегда был таким спокойным, и это был шок для всех. Я не знаю, откуда берутся такие люди, – тут вина не города, и наше благополучие ни при чём, это может случиться где угодно. Меня больше всего поразила, конечно, смерть детей, это ужас, я сам дедушка. Я – патриот своей родины, ведь родился после войны, тогда всё общество жило настроением послевоенного времени, Победой. Мой дед защищал Сталинград, пришёл с войны инвалидом, второй дед погиб на фронте, отца совсем ещё юным, 15-летним, направили по трудовому призыву на Урал строить заводы, там он потерял здоровье. И я был воспитан в духе патриотизма, и мне всегда больно, если происходит такая трагедия, – воспринимаю Белгород как свою родину, потому что родился рядом, в Курской области. А то место, где родился и живёшь, всегда очень дорого и близко.

Справка: Иван Кириллов родился в 1952 году в Курской области. Окончил Днепропетровское театральное училище в 1978 году. Работал в театрах Днепропетровска, Курска, Благовещенска, Брянска. С 2001 года – артист БГАДТ им. М. С. Щепкина. Заслуженный артист РФ.

АиФ: – Вас судьба помотала по свету, но вы всё равно вернулись сюда, в родные края?

И.К.: Знаете, я совсем не жалею, что столько ездил – видел практически всю нашу огромную страну, начиная с Дальнего Востока, с Южно-Сахалинска, и заканчивая Белоруссией, был на гастролях на Украине, в Сибири, в Средней Азии, – Ташкент, Фергана, Бухара, но всегда возвращался в Белгород. Когда мы с женой впервые приехали сюда, в 1980 году, в городе тогда было тяжело с жильём, а у нас двое маленьких детей, и пришлось уехать, потом вернуться, – и сколько раз я уезжал, всегда Белгород оставлял в душе какое-то тепло. Получилось, что я три раза уезжал и три раза возвращался в этот город, в театр; и Виктор Иванович Слободчук всегда меня отпускал и принимал обратно. Теперь уже 12 лет, как я живу и работаю в Белгороде, ко мне хорошо относятся в театре, я здесь получил звание, – работаю честно.

Москва и провинция: точки пересечения

АиФ: – Вам удаётся создавать на сцене величественные образы – это с опытом приходит? Или было с самого начала? Например, роль Луки в спектакле «На дне», где ваш герой, на мой взгляд, стал центральным персонажем?

И.К.: Лука – это образ вообще удивительный, уникальный. В этой пьесе все образы интересные – тот же Сатин, которого играет Виталий Стариков. Все персонажи живут, по сути дела, на помойке, как бомжи в этой ночлежке, – кто-то отсидел в тюрьме, кто-то опустился, как Барон, который был аристократом. И Лука – он тоже прошёл большую школу жизни, которая сделала его мудрецом, философом. И вот он смотрит на всех и видит каждого насквозь. Я считаю, этот человек – праведник, конечно, он из своего жизненного опыта оценивает все ситуации, видит сразу, кто чем дышит и как кому помочь.

АиФ: – То, что он не обманщик, а праведник – это трактовка режиссёра?

И.К.: – И режиссёра, и, возможно, сам Горький это имел в виду. Пьесы Горького сейчас мало ставят, а они у него замечательные! Хотя «На дне» мне раньше казалось мрачноватой – но как работал с ней Валерий Белякович! И ведь спектакль мы сделали за короткое время – конечно, было тяжело, но человек он очень интересный, талантливый режиссёр, он работает с такой отдачей, с такой затратой сил, направляет актёров именно в то русло, какое ему нужно по замыслу. Я вообще не представлял, что Луку можно так сыграть. Смотрел, как играли этот спектакль в старом МХАТе, – но когда он начал работать, надел на меня этот длинный плащ, стал всё разъяснять – образ оказался более современным, появилась связь с нынешним временем. В жизни иногда ведь тоже бывают такие необычные встречи – а мы, актёры, внимательнее наблюдаем за характерами людей, – казалось бы, человек «косит под дурачка», а когда узнаёшь его поближе, понимаешь, что это человек умён, мудр, что он философ. Так что каждый человек – учитель, от которого актёр может взять что-то для себя.

АиФ: – Вы работали и с другими столичными режиссёрами – как вы думаете, они и их постановки нужны провинции?

И.К.: – А как же! Всё-таки Москва есть Москва, актёры стремятся в столицу, а режиссёры приезжают в провинцию со своими новыми идеями. Когда в театре работает один и тот же режиссёр, всё как-то становится привычным, меньше творческого поиска – хотя у нас в театре очень талантливая труппа, мы постоянно сами что-то ищем, но свежий взгляд со стороны всё равно очень полезен. Особенно такие режиссёры, как Борис Морозов, Михаил Мокеев – мне очень понравилась их работа. Мокеев ставил у нас «Грозу» Островского, я играл в ней Кулигина, – замечательный человек, интеллигент, ученик Ефремова, школы-студии МХАТ.

«Каждая роль – энергия для зрителя»

АиФ: – Вы в жизни сыграли столько ролей – а какие особенно запомнились?

И.К.: Каждой роли отдаёшь частицу себя, своей души, энергии, чтобы зрителю было интересно. «Хануму» вот мы играем уже 10 лет.

АиФ: – Иван Николаевич, а есть у вас занятие для души?

И.К.: – Я осень люблю, люблю просто гулять в лесу, собирать грибы. Зимой рыбачу – недавно открыл для себя все прелести зимней рыбалки. Летом не так, летом тепло расслабляет, а зимой над лункой надо быть сосредоточенным, это бодрит.

АиФ: – С кем вы дружите в театре? С кем сложились творческие отношения?

И.К.: Знаете, у нас прекрасный коллектив, без дрязг и склок, много молодёжи. Молодёжь хорошая, талантливая, они хорошо относятся к старшим, учатся у нас.

АиФ: – Какое за эти годы у вас сложилось мнение о белгородской публике? Насколько люди в зале понимают и воспринимают то, что вы передаёте со сцены?

И.К.: –Наш театр существует так, что не отпускает зрителя. Ведь постоянные аншлаги – весной только стало чуть поменьше публики, но это всегда так – раньше мы сезон заканчивали до 9 мая и уезжали на гастроли, а сейчас играем до конца мая, и зритель идёт на спектакли. Принимают всегда хорошо в Белгороде – я не припомню такого, чтобы какой-то спектакль, где я был занят, публика не приняла. И, конечно, тут заслуга руководства театра. Наш художественный руководитель Виталий Иванович Слободчук – человек уникальный. Он с 1973 года возглавляет коллектив, заботится о труппе, об актёрах, а ведь это очень важно – как говорил тот же Лука: «Помогать людям надобно!»

Беседовала Татьяна ЧЕРНЫХ.
Газета "Аргументы и факты - Белгород", №22, 4 июля 2013 г.
2013