Пресса. Фестиваль

Театральный звездопад

Театральный звездопад

Послесловие к фестивалю

Десять дней праздника подарил Белгороду юбилейный, Х Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину».

От Москвы до Севастополя

На родине великого русского актера свое искусство показали известные столичные коллективы: Московский Художественный театр им. А. Чехова, Центральный академический театр Российской Армии, театр им. В. Маяковского, театр «У Никитских ворот», театр на Юго-Западе, «Et Cetera», Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке.

Впервые белгородцы принимали у себя Севастопольский академический русский драматический театр им. А. Луначарского, Нижегородский театр драмы им. М. Горького.

Зрители увидели моноспектакли артистов из Саратова и Минска, постановки Старооскольского и Губкинского театров для детей и молодежи.

В программу фестиваля вошли пятнадцать спектаклей. На сцене царила русская классика: Чехов, Островский, Достоевский… И это закономерно: в кризисные времена потребность найти опору в духовном опыте прошлого становится особенно острой.

Фестивальные постановки в большинстве своем порадовали незаурядной режиссурой и яркими актерскими работами.

С блеском сыграли комедию Островского «Доходное место» гости из Крыма. Спектакль севастопольцев – большая удача режиссера Григория Лифанова и труппы.

Мюзикл «История лошади» Марка Розовского, руководителя театра «У Никитских ворот», перевернул привычные представления о возможностях жанра. Необычная форма, трагизм толстовского «Холстомера», игра народного артиста России Владимира Юматова – все это не могло не взволновать зрительный зал.

Спектакль «армейцев» «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А.К. Толстого поразил эпическим размахом. В трактовке режиссера Бориса Морозова сын Иоанна Грозного – не юродивый на троне. Народный артист России Николай Лазарев создал образ человека, стремящегося поступать «по совести» и страдающего оттого, что не видит возможности в «жестокий век» править по законам справедливости и милосердия.

Экспрессивный, динамичный, захватывающий – пожалуй, так в нескольких словах можно выразить впечатление от шахматного детектива «Игра в Наполеона» театра на Юго-Западе. Амбиции диктатора и судьбы человечества, жажда власти и цена жизни – об этом спектакль режиссера Валерия Беляковича по пьесе С. Брюллота.

Дорога к сердцу зрителя

Хозяева фестиваля представили спектакли «Пигмалион» в постановке Игоря Ткачева и «Дядя Ваня» в режиссуре Марка Розовского.

– У меня перехватило дыхание, – признался театровед Валерий Подгородинский. – Замечательная труппа Белгородского театра создала ансамбль, где все находятся на своем месте и очень талантливо «живут» в пьесе Чехова.

«Пигмалион» удостоен диплома «За своеобразное решение пьесы Бернарда Шоу», «Дядя Ваня» – «За верность традициям русского психологического театра».

Щепкинский фестиваль – единственный в стране, где главная фигура – Актер, «владыка сцены». Экспертный совет отметил лучшие актерские работы каждого спектакля. Среди дипломантов – белгородцы Дмитрий Евграфов, исполнитель роли Альфреда Дулиттла в «Пигмалионе», и Игорь Ткачев, сыгравший Ивана Войницкого в «Дяде Ване».

Юбилейный фестиваль стал парадом актерских достижений. Свет щепкинской звезды и сегодня помогает российскому театру найти дорогу к сердцу зрителя.

Элла САРКИСЬЯНЦ,

«Аргументы и факты. Белгород», №7(25) 2016 г.
2016